В начале 2000-х в педагогическом техникуме города Ачинска студентам задали реферат на тему истории собственной семьи. Сочинение одной местной девушки настолько поразило учительский состав, что ее реферат отправился на всевозможные конкурсы, а ее саму премировали поездкой в Латвию на педагогический факультет университета.
С тех пор несколько лет подряд в Ачинске высаживался десант из десятка этнографов, филологов, историков и других ученых и отправлялся в экспедицию по близлежащим селам и деревням.
Знакомство с латгальцами в Ачинске стало сюрпризом и для нашей команды. Разумеется, мы знали, куда едем и кого встретим. Но даже мы, уже ничему не удивляющиеся после двух недель общения с латышами в самых неожиданных местах России, испытали не шок, конечно, но довольно сильное потрясение.
Надо сказать, что город Ачинск имеет длинную историю, и не вся она, естественно, связана с выходцами из Латвии. Город основан в 1683 году, что по сибирским меркам — очень даже солидный возраст. В 1895 году к Ачинску подошла Транссибирская железная дорога и остро стал вопрос обживания огромных, но совершенно безлюдных территорий. Аграрная реформа Столыпина, которая фигурирует в истории появления практически всех латышей в России, имела целью и освоение Сибири, и здесь тоже не обошлось без наших соотечественников.
И вот к началу ХХ века в окрестностях города Ачинск и реки Чулым, вдоль таежных сопок обосновались сотни семей латгальцев, занимавшихся сельским хозяйством на полученных от российского царя землях. Разумеется, были и латыши, но латгальцы активнее перебирались с хуторов в поселки и колхозы — и добровольно, и в результате коллективизации.
Сейчас многие латгальские деревни опустели, в некоторых еще живут люди, но буквально двумя-тремя дворами. Другие поселки многолюдны, но латгальцы в них сильно разбавлены. В Ачинске действует латгальское общество под председательством Анатолия Угайнова, Католический приход Рождества Богородицы проводит для общины воскресные службы, а собираются латгальцы в пасторском домике.