РИГА, 29 мар — Sputnik. Посол Латвии в России Астра Курме посетила латышскую диаспору в Омске. У латышских поселений в Сибири – давняя история, которая началась еще в XIX веке и продолжается до сих пор.
Во время визита посол открыла выставку рукоделия омских латышей, посетила концерт фольклорной группы "Дайна" и приняла участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв коммунистического режима.
Заместитель руководителя консульского отдела посольства Нора Балоде и третий секретарь посольства Каспарс Свиланс побывали в селе Аугшбебри Омской области, где латыши живут уже в пятом поколении.
Латышская сибириада
У латышских поселений в Сибири давняя история. Первые латыши были сосланы в Тобольскую область в 1802 году после Каугурского восстания, когда крестьяне имения Каугерн в Видземе отказались отрабатывать увеличенную барщину. Вскоре после восстания было опубликовано "Положение о лифляндских крестьянах", значительно улучшившее положение латышских крестьян, до того практически бесправных.
Добровольное переселение латгальцев в Сибирь началось в 1890-е годы. Из-за бедности и скученности латгальская беднота в массовом порядке переселялась во внутренние районы России, образовывая целые колонии. В Сибири они чаще всего селились в окрестностях Минусинска, Красноярска, Томска, Барабинска и Ачинска.
Всего, по данным переписи 1897 года, во внутренних областях России и Сибири насчитывалось 102 тысячи переселенцев из Латвии (7,1% от общего числа латышей в Российской империи). Закон от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выход из общины, придал новый импульс добровольному переселению латышей в Сибирь.
Во время Первой Мировой войны, после оккупации Латвии германскими войсками, в Сибирь эвакуировали промышленных рабочих и беженцев. В те годы Латвию покинули почти 500 тысяч беженцев. В 1917 году в Сибири находилось 74 тысячи ссыльных, беженцев и переселенцев из Латвии, что составляло около 8,4% от общего числа латышей, находившихся в России за пределами Прибалтики.
В годы нэпа в латышских национальных селах функционировали две школы крестьянской молодежи, 48 школ первой ступени, 32 избы-читальни, 20 библиотек. Результатом политики "коренизации" стало выделение около 30 национальных сельсоветов.
С 1918 года на латышском языке издавалась газета Sibirijas Cina ("Борьба Сибири"), с 1926-го — на латгальском языке газета Taisneiba ("Тайснейба"). С 1940 года началось новое "переселение народов": одни латыши возвращались из Сибири в Латвию, других ссылали из Латвии в Сибирь.
Сегодня сибирские латыши не теряют связи с родиной. Фольклорный ансамбль "Варавиксне" ("Радуга") из деревни Бобровка Омской области не раз выступал в Риге и принимал у себя латвийских гостей: послов Латвии в России, кукольный театр из Лиепаи, хор из гимназии города Цесис и рижскую хоккейную команду "Динамо". В этом году ансамбль отметил 30-летний юбилей.
В селе Рыжково и в деревне Бобровка до сих пор каждый год отмечают Лиго: надевают национальные костюмы, жгут костры и плетут венки, едят домашний сыр с тмином. Вокруг Сибирь, а у них – Латвия.