Если поискать в интернете информацию о российских латышах, то первые же ссылки сообщат о деревне Бобровка. И даже на стадии подготовки поездки наш консультант Лаума Власова говорила об этой деревне, как о чем-то безусловно известном.
Рисуя маршрут предстоящего путешествия, Лаума оставила на карте Бобровку с видимым неудовольствием. Не оттого, что ей не нравится, — просто, на взгляд эксперта, место слишком уж раскрученное, даже несколько лубочное. И какие же, спрашивается, нас здесь могут ждать открытия?
Деревня Бобровка находится в Тарском районе. Из Омска сперва нужно проехать 300 километров на север до города Тара, а это второй по величине населенный пункт целой области. В саму деревню ведет проселочная дорога через тайгу, во всяком случае кедры с шишками и орешками здесь растут.
Дорогу длиной 45 километров действительно лучше всего преодолевать зимой, когда укатанный снег закрывает выбоины покрытия и езда становится вполне сносной, тем более на правильно подобранном транспорте — в нашем случае это была пятидверная "Нива" 2012 года выпуска.
И вот здесь начинается Сибирь. Такая, какой мы ее видим в фильмах, вроде комедии "Девчата". Правда, поселок лесорубов был выстроен в павильонах с сугробами из поваренной соли, а Бобровка под самые окна завалена настоящим снегом.
Вся деревня — это одна улица Центральная длиной два километра, вдоль которой стоят 50 дворов. Низенькие, как правило, двухкомнатные домики с сенями и хозяйственными постройками. На первый взгляд, ничего впечатляющего, однако это самое крупное поселение латышей в России.
История появления латышей в Тарском районе напрямую связана с реформами Столыпина. Скажем больше, в той части аграрной реформы, где уклон делался на обособленное ведение сельского хозяйства, примером служили как раз латышские переселенцы, привыкшие к хуторам у себя дома и продолжившие традицию в Сибири.
Получив землю в зоне рискованного земледелия, а именно так сейчас характеризуются северные части Омской области, латыши сумели очистить участки от деревьев, оградить их от подступающей тайги и выжать из имеющегося богатые урожаи.
К примеру, предки местной жительницы отправились в Сибирь своим ходом. Дорога заняла несколько месяцев, и из 11 членов семьи в пути погибли шестеро.
Хотя латыши вели хозяйство хуторами, здесь они строились тесными группами и образовали центральный поселок, в котором размещались контора управляющего, школа, клуб и изба-читальня. Всего таких поселков было два десятка, и каждый объединял до полусотни хозяйств.
Раскулачивание, коллективизация — хутора ликвидировались, а крестьяне объединялись в крупные поселки с колхозом, обучение на латышском языке прекратилось. К настоящему времени осталось всего две деревни: Бобровка и Курляно-Дубовка. В последней латышей уже совсем мало, зато в Бобровке их — половина жителей.
Но дело даже не в пропорциональном составе. Понятно, что семьи за несколько поколений смешались и чистых латышей сыскать сложно. Но Бобровка уникальна тем, что вне зависимости от национальности все жители говорят на латышском языке – здесь это язык общения.
Еще в советские годы приезжающий в Бобровку новый житель — русский, немец или эстонец с окрестных деревень — за короткое время выучивал латышский язык. Пусть на разговорном уровне или даже в статусе "не говорю, но все понимаю". Эта особенность сохранилась до наших дней.
Можно смело поздороваться на латышском с первым встречным, и он не удивится, а вежливо ответит.
В Бобровке есть единственный в России латышский этнографический музей. Не экспозиция в сельской школе или помещении землячества, а отдельное здание. В нем три комнаты: в двух рассказывается об истории поселка и бывшей школы, выставлен подлинный сельский инвентарь со столетней историей, а третья превращена в жилую комнату сельского дома и обставлена аутентичными предметами интерьера.
Работает сельский клуб, полностью посвященный латышской культуре. Есть народный ансамбль "Варавиксне", гастролирующий с песнями и танцами не только по области и стране, но и принимающий участие в латвийском Празднике песни. И конечно, в Бобровке есть свой кавалер высшей награды Латвийской Республики — ордена Трех звезд.
Что же касается популярности поселка, то она тоже по-своему уникальна. Дело в том, что деревня Бобровка и ее латыши становятся туристической достопримечательностью Омской области. В самой деревне гостей из других городов принимают дважды в год.
Но вся эта туристическая тематика ни в коем случае не развлекательный аттракцион. Деревня Бобровка действительно уникальна своей историей и жителями. Музей, клуб, фольклорный коллектив и национальные традиции здесь не для коммерции, а искреннее и добровольное решение жителей. И если руководство района видит в этом туристический потенциал — замечательно. Лично мы с удовольствием провели в Бобровке два дня и уже задумываемся о приезде сюда летом — на Лиго. Вы тоже приглашены!