РИГА, 22 окт – Sputnik, Владимир Дорофеев. Одним из самых конкретных выступлений Балтийского форума была речь "бульдозера" латвийской политики Айнарса Шлесерса. Несмотря на то, что ныне он представляет не государство, а бизнес, самое конструктивное предложение принадлежало снова ему.
"Мы видим, что ситуация сложная и что в больших вопросах в отношении России решение принимается не в Риге, а в Брюсселе и Вашингтоне", – прямолинейно заявил Шлесерс, чем сразу завоевал интерес публики.
Соседей не выбирают, надо смириться
"Но есть такая реальность, как география, и никуда мы, латыши, с карты деться не в состоянии. Наши соседи такие, какие есть, независимо от того, кто нам больше нравится в мире. Границы у нас общие с Россией, Белоруссией, Эстонией, Литвой, а также рядом с нами Скандинавия. Это и есть наш малый мир, в котором нам необходимы добрососедские отношения", — заявил Шлесерс.
Шлесерс отметил, что понимает российские резоны и решение строить порты на своей территории представляется ему логичным.
"Но хочу напомнить, что наши порты незамерзающие и они могут быть "запасным аэродромом", гарантом беспроблемной торговли с хорошей логистикой и сервисом для российского бизнеса. Да, многие грузы из наших портов уйдут, но многие могут и прийти. От нас зависит, случится это или нет", — подчеркнул бизнесмен.
У нас есть большая проблема, и это не Россия
"У нас большие проблемы с соседями, и нет, я не имею в виду Россию, — продолжил Шлесерс. — Я говорю о Литве. Многие пути к нашим портам перекрыли именно они, и мы этого не забыли. Не забыли мы и те проблемы, которые создавала Литва, при подписании договора о совместной железнодорожной линии Rail Baltic".
"У России есть вопрос поставок грузов в Калининград. Сегодня девять миллионов тонн грузов идет из большой России в Калининград, через Белоруссию и Литву. Мы можем предложить торговый путь через Латвию.
Меня спросят, как это возможно, Калининград и Латвия общих границ не имеют. Но мы можем принять грузы как европейские перевозчики на российско-латвийской границе и довезти их по открытой для нас Европе — до Калининграда. Да, нам нужно содействие латвийских властей. И да, это может помочь нашей же латвийской экономике", — заявил Шлесерс.
Один поезд из Китая ничего не решит
Через 10 дней в Латвию прибудет первый поезд из Китая как символ нового Шелкового пути, напомнил бизнесмен.
"Но давайте говорить прямо и честно – один поезд из Китая вообще ничего не решит. Поезда по воздуху не летают. Если мы хотим, чтобы к нам ехали поезда по железной дороге, надо, договариваясь с Китаем, приглашать к сотрудничеству и Россию. И, кстати, было бы полезно решать эти вопросы совместно с Казахстаном и Белоруссией. В этом вопросе у нас общие интересы. И чтобы сотрудничество вообще было, надо играть по понятным всем участникам правилам. И уж точно без России ни с Китаем, ни с Казахстаном не договориться", — подчеркнул Шлесерс.
Дефицит конкретных предложений
Шлесерс призвал премьер-министра Мариса Кучинскиса пригласить на латвийско-китайскую встречу также представителей России, Казахстана и Белоруссии. Обратился он и к России, попросив показать пример миру, что Россия может сотрудничать с европейскими соседями, если их предложения взаимовыгодны и конструктивны.
"Транзитом в Латвии в большинстве занимаются русскоязычные – это около 100 тысяч человек. А учитывая их членов семей — 250 тысяч. Они будут очень рады латвийско-российскому сотрудничеству. К сожалению, не все вопросы можно решить без Брюсселя и Вашингтона. Но добрососедские вопросы в бизнесе мы можем решать и без них. Давайте делать то, что можем", — закончил бизнесмен и экс-политик.
Аплодировали Шлесерсу, пожалуй, дольше, чем любому другому докладчику. И неудивительно. В эпоху туманных запугиваний и бодрых деклараций о решении вопросов третьестепенной важности конкретные предложения – дефицит.