РИГА, 22 окт – Sputnik, Владимир Дорофеев. Одну из самых запоминающихся речей на Балтийском форуме произнес президент Российского совета по международным делам (РСМД), бывший глава российского МИД Игорь Иванов.
Он говорил вроде бы и о конкретных вещах, но просто и доступно. Словно и не доклад читал, а по-человечески выражал свою точку зрения. Подкупало и отсутствие "деревянного" официоза в речи.
Ни один кризис в Европе не решен
Вот некоторые тезисы, которые он упомянул.
Меня упрекали в излишнем пессимизме, говорили, что я сгущаю краски. Но, к сожалению, я был прав. Очень бы хотелось признаться в недальновидности, но, увы и ах, сделать этого не могу.
Не успел я приземлиться, как получил сообщение о выдворении журналистки (шеф-продюсера МИА "Россия сегодня" Эллы — ред.) Тарановой. И склонен полагать, что это было сделано специально, чтобы омрачить работу форума.
Если смотреть глобально, то видно, что ни один из европейских кризисов не нашел своего решения, и Украина – яркое, но далеко не единственное противоречие между Россией и Европой.
Кризис беженцев не преодолен с прошлого года, а только усугубился. Катастрофическая ситуация с терроризмом в Европе только усугубилась. Европейский популизм еще более усилился и уже приводит к непредсказуемым последствиям, я имею в виду Brexit.
Россия готова сотрудничать с Евросоюзом. Готов ли ЕС?
— Идет пробуксовка отношений Россия-Европа, пробуксовка трансатлантических отношений. Я далеко не единственный пессимист в Европе. Посмотрите выступления госпожи Меркель или господина Олланда. В их выступлениях также тревога все явственнее.
Бездействие усугубляет проблемы, увеличивает опасность всех нас, всего евразийского континента. Общий знаменатель выступлений многих европейских и российских политических деятелей – это то, что после холодной войны мы не сумели заложить равноправного партнерства между Европой и Россией. Мы, Россия, готовы к переговорам по поводу безопасности и экономического сотрудничества. Но готов ли Евросоюз?
Необходима комплексная оценка угроз и вызовов и терроризма, и проблемы беженцев (в Латвию через российскую границу поступает куда больше беженцев, чем по квотам ЕС – ред.). И, извините, климатических изменений тоже.
По-моему, необходимо понять, почему общие усилия настолько неэффективны. Почему одни инициативы затормозились на уровне пустых деклараций, а другие стали предметом диаметральных расхождений и интерпретаций? Это важный вопрос.
Новое ракетное противостояние
— Раньше мы говорили о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока. К сожалению, сегодня ясно, что это фантастика. Россия не может стать полноправным членом Евросоюза, а иначе это не интересно России.
Сегодня Россия и Запад снова занимаются гонкой вооружений, как в кризис 80-х годов прошлого столетия. У нас снова ракетное противостояние, и ракеты снова направлены на конкретные цели. И, что самое опасное, ситуация куда менее предсказуема, чем в прошлом веке. Это очень опасная игра.
Больше всего хотелось бы, чтобы в следующем году мы могли бы похвастаться реальными успехами в отрасли сотрудничества, а не выражать робкую надежду, что ситуация поправится как-нибудь сама собой без нашего участия.