РИГА, 19 окт – Sputnik, Елена Кириллова. Основатель Рижской пастафарианской общины Павел Веретенников уже два года борется за право официально зарегистрировать религиозную организацию.
Латвийское информационное пространство всколыхнула новость о том, что Рижская пастафарианская община (главное божество данной религии – Летающий макаронный монстр) подала в суд на Министерство юстиции Латвии и Регистр предприятий.
Кто-то покрутил у виска, кто-то от души посмеялся, но мало кто знает, что борьба за регистрацию общины ведется уже два года. И только в последний год дело перекочевало в административный суд, где находится и по сей день.
Макаронный монстр, и с чем его едят
В открытом письме на своём веб-сайте Хендерсон возвещает веру в сверхъестественного создателя, похожего на макароны и тефтели, — Летающего макаронного монстра (ЛММ) — и призывает к изучению пастафарианства в школах наряду с другими религиями, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (доведение до абсурда).
Название основано на игре слов и ассоциируется с растафарианством (смешанная религия жителей Ямайки начала XX века – ред.) и итальянским словом "паста" (итал. pasta), означающим макаронные изделия, а последователи называют себя пастафарианами.
Свет тефтелей в Риге
Религия получила особо широкое распространение среди блогеров, популярна в интернет-культуре.
В убеждениях пастафарианства указано, что "единственная догма, которая есть в пастафарианстве, — отказ от догм". Религия крайне дружелюбная и миролюбивая. К примеру, тут официально закреплено лояльное отношение к гомосексуальности и разрешены однополые браки.
Что же касается Рижской пастафарианской общины, то в документах указано, что ее цель — "нести Свет тефтелей и макарон" и "учить евангелию Летающего макаронного монстра".
"Отказ был получен 17 октября 2014 года", — говорит Павел. После этого началась борьба за регистрацию, в ходе которой судья, рассматривающая претензию последователей Летающего макаронного монстра, была даже вынуждена обратиться за оценкой к латвийскому омбудсмену Юрису Янсонсу.
Правозащитник, надо сказать, выбрал сдержанную позицию, но, в принципе, встал на сторону пастафарианцев, усомнившись в том, что отказ в регистрации соответствует основным принципам Конвенции по правам человека, где указано, что у любого человека есть право на свободу мысли и религии.
Учитывая решения Европейского суда, омбудсмен также отметил, что государство должно соблюдать нейтралитет и способствовать религиозной толерантности между различным религиозными группами, не решая проблемы за счет ограничения плюрализма.
А другие не задевают чувств друг друга?
Однако Полиция безопасности сочла Церковь Летающего макаронного монстра возможной угрозой. В отчете Минюста, опиравшегося на отчет Полиции безопасности, говорится, что признание пастафарианства официальной религией может привести к росту ненависти в латвийском обществе.
В ПБ указали, что признание общины может оскорбить религиозные чувства многих латвийцев, так как идеи пастафарианства основываются на пародировании и презрении других религий и ценностей.
По его словам, на данный момент в Риге насчитывается как минимум 20 человек, последователей пастафарианства. Но в сумме их гораздо больше. "Мне постоянно пишут из других городов Латвии, где люди пытаются основать свои общины", — говорит Павел.
Жалеет ли Павел Веретенников о том, что ввязался в эту борьбу, которая сейчас дошла до суда?
"Нет, не сожалею. Каждый гражданин должен делать для своей страны, что может. Я вот это могу", — говорит он.
О том, какие религиозные ритуалы соблюдает лично Павел или другие последователи этой религии, распространяться не хочет. "Боюсь давать повод ПБ. Моя цель – оставаться в рамках законов и гражданских прав. Я не хочу делать из этого какую-то партизанскую клоунаду", — заверяет пастафарианец. По его словам, он просто попросил государство признать эту религию и права исповедовать ее, а сейчас ждет законного решения.
"Я не могу сказать за всех пастафариан мира — есть же "хорошие" мусульмане и "террористы". Но целью нашей общины никогда не было и не будет насмехательство", – резюмирует главный пастафарианец Риги.