РИГА, 12 сен — Sputnik, Виктор Петровский. Межциемс в переводе с латышского означает "лесной поселок". Район действительно расположен посреди лесного массива, но известен не только этим. Именно здесь, например, находится самая большая в стране больница — Восточная, более известная как Гайльэзерс. Здесь же находится и Рижский мотор-музей, где собрана самая крупная коллекция ретро-автомобилей на постсоветском пространстве.
Авто как произведение искусства
Символом района, наверное, мог бы стать автомобиль. Не то чтобы машин здесь было больше, чем в других уголках столицы, но отношение к автомобилю здесь особенное.
В Межциемсе же к автомобилю и мотоциклу относятся скорее не как к средству передвижения — потребительски, а как к предмету искусства.
Недавно была закончена реставрация Рижского мотор-музея. На площади в 4 тысячи квадратных метров выставлено более 100 уникальных транспортных средств. "Изюминкой" экспозиции является чешская Tatra 87, которую называют европейской сенсацией 30-х годов прошлого века, а также на данный момент — автомобиль STEYR 220 Glaser Sport Cabrio, выпущенный немецкими и австрийскими мастерами в 1938 году. Эта машина арендована музеем у коллекционера Феликса Венцко и пробудет в Риге в ближайшие несколько месяцев.
Также в Мотор-музее выставлена на обозрение советская серийная автотехника, уникальные автомобили из кремлевских гаражей.
Славится Межциемс и своей Бикерниекской трассой.
Еще во времена СССР мы с родителями отдыхали в одной из южных республик. Жили, где придется; ночевать, например, приходилось в классе гражданской самообороны. На стенах там были развешаны плакаты с классификацией ядерных взрывов: подземный, подводный и воздушный. Именно в этом классе, ставшем для нас гостиничным номером, я обнаружил один из общесоюзных журналов, где Бикерниекской трассе и латвийским гонщикам был посвящен целый разворот. Было очень приятно читать про соотечественников, находясь за тысячи километров от Риги.
Общая протяженность трассы составляет более 7 километров. Она поделена на несколько участков — большую и малую автотрассы, мототрассу, трассу для картингов, большой и малый лесные круги.
История Бикерниекской трассы
В конце пятидесятых годов это была окраина Риги, жилого района как такового еще не существовало. Тогда в Латвии возникла необходимость в строительстве специальной гоночной мототрассы — для нужд стремительно развивающегося мотоспорта. Решили, что Бикерниекский лес — наиболее подходящее место.
Портал pribalt.info так описывает процесс "рождения" Бикирниекской трассы:
"Рельеф Бикерниекского леса и его дорог оказался очень удобным для постройки трассы. Лес защищает участников соревнований от опасных шквалов бокового ветра, зрители могут добраться до трассы на городском транспорте.
Будущий директор Бикерниекского спортивного комплекса Эдуард Киопе вместе с мотогонщиком Карлисом Ошиньшем проехали несколько тысяч километров по дорожкам Бикерниекского леса, чтобы наметить повороты и виражи будущей трассы. А когда эскиз трассы был готов, в 1961 году, на чемпионате СССР по автогонкам на построенных в ЭССР гоночных автомашинах Estonia рижанин Бушанс завоевал третье место. Это побудило создателей спортивного комплекса в Бикерниеке поставить вопрос о создании помимо мототрассы также и автогоночной дороги. Провели дополнительные изыскания и в 1962 году к работам по комплексу подключились проектировщики.<…>
Трассу помогали строить сами спортсмены, они посвятили будущей спортивной базе более 10 тысяч часов своего свободного времени.
Традиционная ленточка была торжественно разрезана 30 июля 1966 года, и первые участники гонок помчались по 3580-метровому кольцу. На первых соревнованиях мотоциклов классов 125 см3 и 350 см3 победу одержал один из основателей трассы Карлис Ошиньш.
К концу 70-х годов у восточного края Бикерниекского леса был построен жилой микрорайон Межциемс. Тут начались проблемы. Многие дома оказались в непосредственной близости от трассы; от жителей начали поступать жалобы на высокий уровень шума в дни гонок, и существование гоночной трассы даже оказалось под угрозой. Для ее сохранения был принят ряд мер, пишет интернет-ресурс ussr-autosport.ru.
В первую очередь шум гоночных автомобилей ограничили до уровня 90 дБ. Для этого все автомобили, стартовавшие в Бикерниеки, оснащались глушителями, а во время тренировок и гонок проводились постоянные замеры уровня шума; несоблюдение установленного лимита влекло за собой дисквалификацию. Кроме того, были запрещены тренировки и испытания гоночной техники в свободные дни. В 1981 году вдоль участка трассы, который был ближе всего к жилым домам, построили шумозащитную стену длиной 180 метров.
По оценкам экспертов, комплекс Бикерниеки являлся на тот момент лучшим в СССР как по качеству самой трассы и инфраструктуры, так и по уровню организации соревнований. Среди всех кольцевых трасс страны он использовался наиболее активно.
Всего в 1966-1991 годах трасса Бикерниеки приняла 29 этапов чемпионатов СССР для гоночных автомобилей и 13 – для стандартных автомобилей; на ней состоялось семь этапов Кубка Дружбы социалистических стран (1968, 1984-1986, 1988-1990) и пять других международных соревнований в 1988-1991 годах.
В детстве мы с другом нередко задумывались о том, что было бы неплохо поездить на картингах. Мечта, впрочем, так и осталась мечтой, но пару раз мы приезжали в Межциемс — посмотреть, как гоняют эти маленькие машинки. Для рижских мальчишек 80-х и 90-х трасса в Бикирниеки была местом притягательным и таинственным.
Сейчас Бикерниекская трасса снова в строю — после недавней масштабной реконструкции она принимает международные соревнования.
Черные страницы
Как у любого крупного рижского района, у Межциемса есть и свои "черные страницы". Этот район не имеет такой криминальной славы, как Кенгарагс или Болдерая, но тоже отметился рядом громких трагических историй.
Кстати, недостроенное здание должно было стать роддомом, но стройку заморозили после распада СССР. Сейчас это здание называют одним из самых опасных в Риге. Но желающих полазить по нему это не останавливает. К тому же его периодически используют в своих целях организаторы городских квестов, размещая там свои задания для участников.
Хорошо хоть, рядом находится Восточная больница. Самая крупная и с наиболее современным оснащением в Латвии.
Город в городе
В начале 2000-х годов мне довелось быть участником спасательной операции. Вертолет Ми-8 вылетел из Риги в Резекне, чтобы доставить в Восточную больницу мужчину после серьезной аварии. Пострадавший находился в коме, чтобы его спасти, нужно было делать операцию, а в местной больнице таких условий не было.
Забрав пациента, вертолет вернулся в Ригу и приземлился перед Восточной больницей, тогда еще просто на зеленую поляну: это был один из первых случаев транспортировки больного вертолетом Национальных вооруженных сил.
Восточная больница — это, можно сказать, город в городе. Комплекс зданий, несколько медицинских учреждений. В состав Восточной больницы входят несколько стационаров: Гайльэзерс, Латвийский онкологический центр, Бикерниеки, Линэзерс, Латвийский центр инфектологии и Центр туберкулеза и болезней легких, а также Центр патологии.
Согласно информации на официальном сайте больницы, в ней работают 4556 человек — из них 1020 врачей и более 1600 специалистов по лечению и уходу за пациентами.
В год больница оказывает услуги здравоохранения более чем 100 тысячам стационарных пациентов и 300 тысячам амбулаторных пациентов. В больнице насчитывается более 2 тысяч койко-мест. Каждый год выполняется более 25 тысяч операций.
Именно сюда был доставлен действующий президент Латвии Раймондс Вейонис, когда ему стало плохо. В Восточной больнице была проведена диагностика, которая выявила проблему с сердечным клапаном. Операцию по замене клапана протезом главе государства провели уже в другом медицинском учреждении — больнице Страдыня.
Бывали и трагические случаи — так, например, в этом году с 11-го этажа одного из зданий больничного комплекса выпал пациент. От полученных травм он скончался на месте. Полиция пришла к выводу, что это было самоубийство.
Еще одна история: один мужчина, после того, как его дочь отказались госпитализировать в Восточную больницу, позвонил в министерство здравоохранения и сказал, что у него винтовка с оптическим прицелом и он всех перестреляет. Мужчину пришлось брать со спецназом. Как выяснилось, он блефовал, а свой поступок объяснил тем, что дочери, испытывающей сильные боли, отказывали в медицинской помощи во всех больницах, а в Восточной, по его словам, даже обругали и отправили к семейному врачу. Это и стало последней каплей, которая спровоцировало отчаявшегося отца.
В истории Восточной больницы было много и комического, и драматического, и трагического. Думаю, что она заслуживает отдельного очерка, который я обязательно напишу в ближайшее время.
А что касается района Межциемс, то, на мой взгляд, он весьма перспективен в плане развития. Советские девятиэтажки постепенно уходят здесь на второй план — район активно застраивается новыми жилыми домами.
Район стоит на двух озерах — Гайльэзерс и Линэзерс, находится совсем недалеко от главной улицы латвийской столицы — Бривибас, всего в нескольких километрах от центра. Удобная коммуникация, развитая инфраструктура, низкий уровень преступности, лес вокруг — все это делает Межциемс очень удобным и востребованным местом для жизни.
Может быть, его пока нельзя назвать элитным районом, но, как мне кажется, он уверено движется в этом направлении. На радость местным жителям и на зависть тем, кто живет по соседству.
Другие очерки из неформального путеводителя Sputnik по Риге здесь >>