РИГА, 18 апр — Sputnik, Виктор Петровский. Старый заброшенный аэродром "Румбула" в последние годы используется в учебных целях автолюбителями – по бывшим взлетно-посадочным полосам очень удобно совершать тренировочные заезды. Я и сам перед тем, как сдавать экзамен на получение водительских прав, откатал здесь не один десяток километров.
Автомобили и самолеты
Впрочем, и авиалюбители про аэродром не забывают: в стороне от учебных автомобилей приземляются и взлетают маленькие самолеты и дельтапланы. Они вносят разнообразие в рутину тренировок будущих водителей: тем приходится учитывать не только "помеху справа", но и "помеху с воздуха". Однажды, когда я учился водить машину, небольшой самолет пролетел в нескольких метрах над нами. Это выглядело эффектно, но, на мой взгляд, пилот несколько превысил уровень допустимого риска.
…Румбульский аэродром был построен после войны. В начале 50-х годов прошлого века здесь была размещена войсковая часть. Сейчас ангары для самолетов заросли травой, бетонные полы внутри покрыты мусором, а вокруг раскинулись гектары дачных участков. А полвека назад здесь базировались эскадрильи самых современных на тот момент советских истребителей МиГ-19 и МиГ-21.
Именно они, кстати, использовались при подавлении мятежа на большом противолодочном корабле "Сторожевой" в 1975 году. После морского парада, который состоялся в Риге 7 ноября, матросы под руководством замполита судна, капитана третьего ранга Валерия Саблина, устроили мятеж и попытались выйти на "Сторожевом" в открытое море.
Чтобы помешать кораблю покинуть СССР, с аэродрома "Румбула" на перехват была поднята военная авиация. Также в погоню были отправлены военные корабли и подводные лодки.
"Сторожевой" подвергся бомбардировке, был поврежден и задержан. Саблин, который руководил мятежом, получил ранение. Всю вину он взял на себя, не выдав никого из сообщников. Его приговорили к высшей мере наказания — расстрелу.
Приговор был приведен в исполнение, а место, где похоронен Саблин, не известно даже его родственникам.
Эта беспрецедентная для Военно-морского флота СССР история вдохновила американского писателя Тома Кленси на создание романа "Охота за Красным октябрем". Главную роль в экранизации картины сыграл шотландский актер Шон Коннери. При этом в фильме капитану советской атомной подводной лодки удалось уйти от преследования властей и добраться до берегов США.
Высокие гости
Румбульский аэродром использовался не только для военных, но и для гражданских нужд. В 1959 году в Латвию прибыл первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Это был первый визит советского руководителя в Латвийскую советскую социалистическую республику (ЛССР).
Хрущев прибыл в Ригу не один, а в компании руководителя ГДР Вальтера Ульбрихта – об этом эпизоде я писал в очерке "Кенгарагс: ворота в Ригу с криминальным прошлым". Старожилы помнят, как высокие гости, приземлившись на аэродроме в Румбуле, проследовали кортежем через весь Кенгарагс в центр Риги.
Через несколько лет здесь же, на румбульском аэродроме, встречали первого человека, побывавшего в космосе, – Юрия Гагарина. В Риге он оказался почти случайно: сделал остановку по пути на Кубу.
Вот как этот эпизод описывает журнал "Открытый город": "Приезд в Ригу героя космического масштаба стал для всех полной неожиданностью. 9 октября 1963 года специальным рейсом на Ил-18 Юрий Гагарин вылетел из Москвы в Гавану. На Кубе первого мужчину-космонавта планеты ждала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, чтобы дальше вместе отправиться в Мексику на 56-ю генеральную конференцию Международной авиационной федерации. Однако погодные условия заставили экипаж спецрейса в последний момент внести коррективы в маршрут и совершить посадку в Риге".
Кстати, Рига из-за Гагарина чуть было не лишилась своего названия. С инициативой переименовать латвийскую столицу в город Гагарин после первого полета человека в космос выступил первый секретарь ЦК Компартии Латвии Арвид Пельше. Эта идея в итоге не получила поддержки, но улица Гагарина в Риге все-таки появилась. Сейчас, правда, она носит совсем другое название – Ропажу.
Криминальная Румбула
После обретения Латвией независимости облик Румбулы тоже менялся. 11 апреля 1996 года в районе был зарегистрирован частный авторынок, ставший самым крупным в Латвии. Таким образом, на прошлой неделе рынок отмечал свое 20-летие. На самом же деле он гораздо старше – торговые ряды работали еще в советское время, но тогда они находились на полулегальном положении.
Место это действительно знаковое – сотни тысяч рижан за годы работы этой площадки приобрели себе здесь автомобиль. В лучшие годы на рынок пригоняли на продажу до 6 тысяч автомобилей ежемесячно. Сейчас темпы немного снизились, но и сегодня это крупнейший автомобильный рынок в республике.
Свой первый автомобиль я тоже купил в Румбуле. И, надо признать, он меня не подводил, хотя и был на момент покупки весьма почтенного возраста.
На рубеже 80-х и 90-х годов, когда Рига переживала расцвет криминала, это место нередко пытались использовать автоворы для продажи угнанных автомобилей и других видов мошенничества. Например, как рассказывал в интервью газете "Час" бывший сотрудник рижского ОБХСС Артур Алексеев, популярной была следующая схема "относительно честного отбора денег" у населения.
Если человек собирался продать свою машину на Румбульском рынке, то сначала ему следовало оценить ее в комиссионном магазине "Румбула" и предлагать свой товар уже с актом оценки на руках. Многие пытались продать автомобиль дороже – в частности, потому что комиссионка оценивала только саму машину, не учитывая приемники, новые диски и прочие усовершенствования, привнесенные хозяином.
Садились в машину и благополучно уезжали на ней в неизвестном направлении, оставляя хозяина в ярости и растерянности: даже и милиции не пожалуешься, вроде как законную цену уплатили, а за спекуляции можно и самому получить по шапке.
Криминал вообще воспринимал Румбулу как свою "особую" территорию. Именно здесь на трассу стали впервые открыто выходить девушки легкого поведения. Румбульских проституток, которые, к слову, считаются самым низшим звеном в иерархии латвийского секс-бизнеса, и сегодня можно встретить по пути из Риги в Саласпилс и обратно, как раз на румбульском отрезке трассы.
"Едем мы с подругой как-то летом вечером из Саласпилса домой", — рассказывает Ивета, пожилая преподавательница латышского языка, пару лет назад переселившаяся в Кенгарагс. – "Когда автобус остановился на одной из остановок в районе Румбулы, я вдруг смотрю — какое-то непонятное скопление народа рядом с остановкой. Я еще вижу не очень хорошо… Вроде девушки какие-то, нарядно одетые… Говорю подруге – смотри, мол, что это там люди толпятся? Ресторан, что ли, какой-то новый открыли у дороги? А она смотрит на меня и смеется. Ну ты и дурочка, говорит, это ж проститутки!"
История одной из румбульских жриц любви стала достоянием широкой общественности, поскольку ее откровения журналисты опубликовали на Youtube. Беременная женщина согласилась станцевать стриптиз за определенную сумму, а по пути рассказала журналистам, снимавшим видео скрытыми камерами, что вышла на панель, чтобы прокормить семью. Аргумент стандартный, но видео вызвало большой резонанс и спровоцировало дискуссию, что делать с проституцией. Потому что в Латвии по закону она не запрещена, а уголовная статья предусмотрена только за сутенерство.
Земля, которая плачет
История Румбулы знает и совсем черные страницы. Именно здесь, в лесу, с 29 ноября по 9 декабря 1941 года было убито около 38 тысяч евреев. Большинство привезли сюда на расстрел из рижского гетто, около 10 тысяч были депортированы в Ригу из других стран – Германии, Австрии, Польши.
Рижанка Фрида Михельсон оказалась одной из немногих, кому удалось выжить во время расстрелов. В своей книге "Я пережила Румбулу" она подробно описала этот эпизод своей жизни.
Первая "акция" по уничтожению обитателей рижского гетто прошла 29 ноября 1941 года – расстреливать начали в самом гетто, но большинство под конвоем повели в Румбульский лес. Тысячи человек пешком отправились к уже вырытой для них могиле.
"Только около полудня прекратилось, наконец, это траурное шествие, и тут открылся весь ужас происшедшего: бесчисленные окровавленные трупы, в основном пожилых людей, лежали вдоль улицы, меж ними растекались широкими потоками кровавые ручьи", — пишет Фрида об увиденном в гетто.
7 декабря она тоже оказывается в колонне, которая направляется в Румбулу.
"Приближаясь к лесу, мы ясно услышали стрельбу. Это был страшный предвестник нашего будущего. Что делать?! Шуцман (член шуцманшафта, подразделения вспомогательной полиции Третьего рейха на оккупированных территориях – ред.) кричит: снять все до нижнего белья!
Он набрасывается на меня с бранью, почему я еще не раздета. Но в этот самый момент из колонны… полуголых людей к нему подбегает заплаканная женщина и обращается со словами:
Воспользовавшись моментом, когда внимание шуцмана отвлечено разговором с женщиной, я бросилась на землю лицом в снег и замерла неподвижно. Немного спустя слышу, как надо мной говорят по-латышски:
— Кто здесь лежит?
— Наверное, мертвая, — отвечает второй голос".
Вскоре Фриду заваливают обувью расстрелянных. Рядом плачут старики, женщины, дети — все звуки обрывают выстрелы. Чудом уцелевшая, собрав остатки рассудка, женщина выбирается из Румбульского леса. Следующие три года она скитается по Латвии, ночуя в лесах, в хлевах, у местных жителей, которые с риском для жизни соглашаются ее приютить…
В 1962 году на месте массовых расстрелов была установлена деревянная дощечка в память о погибших евреях. Советская власть настояла на том, чтобы из текста было убрано слово "евреи", в итоге там появился памятный знак с более нейтральной надписью "Жертвам фашизма – 1941-1945" на русском, латышском и идише.
Сейчас на месте массовых расстрелов установлен мемориал в память о тех, кто остался в этой земле.