Руководитель Россотрудничества Любовь Глебова рассказала, как Россия собирается увеличивать количество иностранных студентов.
— Любовь Николаевна, сколько иностранцев ежегодно приезжает в Россию, чтобы получить бесплатное высшее образование?
— Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно бесплатно учиться в наших вузах. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.
В 2016 году мы впервые сделали набор совершенно открытым. Проанализировав, как это организовано у коллег из других стран, мы в этом году запустили процедуру открытой подачи заявок в электронной форме. В процедуре приема глобально ничего не изменилось, но она стала гораздо проще и прозрачнее (единое окно ввода данных, быстрая процедура отбора). Информационный портал позволяет убрать большое количество посредников, которые раньше "кружились" вокруг этого процесса.
— Что нужно сделать иностранному гражданину, чтобы заявить о себе как о претенденте на российскую государственную квоту?
— Зарегистрироваться на портале www.russia.study. Процедура занимает около 20 минут, выполняется в два элементарных шага: иностранный гражданин подтверждает личность, а затем заводит электронную почту. Почти мгновенно приходит подтверждение. Почта нужна для того, чтобы в дальнейшем поддерживать быструю и надежную связь с потенциальным абитуриентом, а вот будет ли он оперативно на нее реагировать, зависит от его собственной заинтересованности в дальнейшем обучении.
После верификации у кандидата открывается доступ к анкете, в которую он заносит свои данные, информацию об образовании и личных достижениях, указывает желаемое направление обучения, а также пишет некое мотивационное письмо. Анкета попадает в общий список анкет по стране. Затем оператор той или иной страны (в каждой стране есть свой оператор) производит предварительный отбор кандидатов.
— Не может получиться так, что некоторые не особо одаренные иностранные граждане займут места вполне перспективных российских абитуриентов? Предусмотрен ли какой-то конкурсный отбор?
— В большинстве стран мира есть представительства Россотрудничества — Российские центры науки и культуры, чьи представители на основании нескольких параметров (качественный аттестат, участие в Олимпиадах и прочие заслуги кандидата) обеспечивают предварительную оценку анкет претендентов. Наиболее успешных и талантливых молодых людей приглашают на очное или дистанционное собеседование. В случае с Сирией, например, сейчас возможен только дистанционный формат отбора. Между тем, студентов из Сирии мы непременно ждем, будем рады их видеть в российских университетах.
Финальный отбор проводит комиссия, в которую входят представители Российских центров науки и культуры, посольств, местных министерств образования и общественных организаций. Сейчас мы ведем переговоры с университетами, чтобы их сотрудники также входили в комиссию.
Этот год пилотный, и процедура отбора будет представлять собой собеседование или тестирование. Однако уже в следующем году мы планируем перейти к полноценной форме оценивания, на основании системы олимпиад и тестов. По каждой стране будет сформирован отдельный рейтинг. Еще одним элементом отбора станут олимпиады, которые проводят российские университеты на территории зарубежных стран. В настоящее время Россотрудничество работает над тем, чтобы сделать их адекватными и ранжируемыми относительно друг друга.
— Что делать претендентам, которые не прошли отбор?
— На каком этапе в дело вступают сами университеты? Каким образом рекомендованный кандидат попадает в конкретный вуз?
— После того, как иностранный гражданин прошел отбор для учебы в рамках квоты, он выбирает себе шесть вузов, в которых он хотел бы учиться, и сам их ранжирует. Затем включается интересный механизм: каждый университет открывает свой "электронный кабинет" и делает выбор в пользу того или иного претендента. Если он не попал в первый предпочтительный вуз, его данные передаются во второй… Таким образом абитуриент может дойти до шестого университета. Если же ни один из шести вузов его так и не выбрал, Минобрнауки РФ предлагает альтернативный вариант обучения в каком-то другом университете. Поверьте, в этой цепочке никто не будет забыт.
— Как вы полагаете, Россия продолжает котироваться в мире как страна с крепкой высшей школой? Какие мотивы бывают у людей, которые едут в Россию за высшим образованием?
— Во-первых, Россия дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии и русистики. Отдельный мотивационный пласт занимает медицинское образование, которое пользуется огромной популярностью за рубежом. Аналогичная ситуация с культурологией: русская музыка, театр, кино по-прежнему вызывают большой интерес у иностранцев. И, несмотря на то, что в российском образовании были тяжелые времена, оно продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное и междисциплинарное.
Во-вторых, учеба и жизнь в России дешевле, чем, например, в Европе. В-третьих, Россия для целого ряда стран является страной-лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки.
— Какую пользу и выгоду, на ваш взгляд, принесет этот проект российской стороне?
— В первую очередь он позволяет университетам и России обеспечить свое будущее, сделать правильные инвестиции. Качественные иностранные студенты, получившие российское образование, возвращаясь в свою страну, остаются лояльными к Российской Федерации. Если они погружаются в науку, то выстраивают тесные отношения с российскими образовательными и научными организациями. Самые же мотивированные и востребованные студенты остаются в России, продолжая учиться и работать здесь. По сути, мы привлекаем в Россию кадры, необходимые нашей экономике и системе образования.
Кроме того, квоты на бесплатное обучение в российских университетах распространяются не только на бакалавров, но и на магистров и аспирантов, а это уже прямой показатель академической мобильности, элемент студенческого обмена. Вузы налаживают контакты на международном уровне. Если же говорить об иностранных студентах, которые едут учиться не по квоте, а по контракту, то это вполне ощутимый заработок для университетов.
— Чтобы учиться в России, нужен русский язык – далеко не самый простой язык в мире. Будет ли организована языковая поддержка иностранным студентам?
— В РФ при многих университетах функционируют подготовительные факультеты. Часть иностранных граждан, которые совсем не владеют русским языком (а таких ежегодно набирается примерно 4 тысячи человек), целый год занимаются там именно языковой подготовкой. Однако на каждого такого обучающегося уходит до 100 тысяч рублей в год. Государство теряет деньги, люди – время.
В связи с этим в будущем Россотрудничество предполагает совместно с российскими университетами создавать "выносные" подготовительные факультеты в разных странах мира, открывать там центры обучения русскому языку и центры тестирования.
— Много ли желающих воспользоваться российским предложением бесплатной учебы в российских вузах?
— Сейчас наблюдается высокая активность желающих стать российскими студентами: люди звонят, задают вопросы в соцсетях, регистрируются на портале. Пока наибольший интерес проявляют граждане стран СНГ, что вполне ожидаемо, поскольку информация о наборе студентов быстро разошлась в русскоязычной среде.
Набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских вузах – проект ежегодный и долгосрочный. Понимая, что он является эффективным внешнеполитическим инструментом деятельности государства, хотелось бы в будущем увеличить количество квот.