25 лет спустя после смерти СССР части неграждан Латвии внезапно оказался закрыт безвизовый въезд в Россию. Речь идет о молодых людях, родившихся после 6 февраля 1992 года. Таких в стране около 10 тысяч человек. Самым старшим из них — 24 года. Самые младшие — еще в пеленках.
Лояльность и грамотность
Для этой категории лиц и Латвия, и Россия предлагают облегченные условия принятия гражданства. В Латвии для получения гражданства необходимо сдать языковой экзамен по натурализации, а также экзамен по истории и праву. От языкового экзамена на два года освобождены учащиеся школ с латышским языком обучения.
Российское гражданство можно получить по упрощенной схеме. Кроме документов, надо предоставить сертификат о знании языка. Проверка весьма несложная.
С пятилетним опозданием
С 10 августа негражданам Эстонии и Латвии, рожденным после 6 февраля 1992 года — когда вступил в силу закон от 28 ноября 1991 года № 1948−1 "О гражданстве Российской Федерации" — можно посещать РФ только по визе.
Неделю назад в аэропорту "Домодедово" была задержана и выслана Оксана Карая, негражданка Латвии, студентка Московского института культуры.
"В своих действиях сотрудники погранслужбы ФСБ России руководствовались положениями указа президента РФ от 17 июня 2008 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике", — отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Все это время многие молодые люди активно ездили в Россию для учебы, бизнеса и развлечения. Теперь им предстоит либо покупать дорогостоящие визы, либо принять гражданство России. Иначе они рискуют по незнанию попасть в довольно неприятные ситуации на границе.
Честно говоря, внезапность вступления в силу указа восьмилетней давности неприятно поражает. О столь важных изменениях в правилах принято оповещать заранее. Тем более – друзей. Наверняка об этом указе большинство въезжающих в Россию неграждан не знали раньше. Нарушать закон в их планы не входило и не входит.
Кому нужны неграждане
Но у этой монеты есть и другая сторона.
Это сама суть указа, которую я, гражданин Латвии, с симпатией относящийся к России, полагаю правильной. Я против безгражданства. И по большому счету, как латвийский гражданин, заинтересован скорее в том, чтоб именно латвийское гражданство принимали неграждане.
Потому что многие процессы в нашей стране, в том числе и обращенные против них, моих друзей и родственников, без их деятельного участия будут протекать с негативным эффектом для всех. Потому что будучи потенциальной политической силой (у нас в стране более 250 тысяч неграждан), они сегодня являют собой пример политической импотенции. Если они и влияют на будущее страны, то только косвенно через пропаганду друзей и родственников граждан, тогда как могли бы делать это совершено прямо, на выборах, неся полную ответственность за свой личный выбор.
Что же касается России и ее заинтересованности в негражданах — важно понимать следующее: Россия с сочувствием относится к нашим негражданам и предлагает им массу преференций, недоступных другим иностранцам. Это и пресловутый безвизовый въезд для бывших граждан СССР (те, для кого безвизовый въезд отменен, родились позже развала СССР), и различные программы обучения и поддержки соотечественников.
Впрочем, любая отмена льгот вызывает у людей массу недовольства. Даже у тех, по отношению к кому льготы еще действуют. Вспомните хотя бы недавний ввод дополнительной платы за латвийский ВНЖ. Людям, которые купили в Латвии недвижимость, было ранее обещаны права на проживание в Латвии и свободное перемещение по Евросоюзу. В этом году правила изменились и тем, кто не пожелал брать постоянный вид на жительство, а захотел продлить временный – предложили заплатить по 5 тысяч евро. Таким образом, определяться с выбором предлагает не только Россия, но и Латвия.
На что влияют неграждане
Понятное дело, что основной всплеск недовольства возник в среде неграждан, коих нынешний указ непосредственно не коснулся, и, тем не менее, как и любое ужесточение, был воспринят крайне болезненно.
У большинства неграждан есть родственники и друзья-граждане, на которых неграждане пытаются воздействовать каждые выборы. Насколько велика сила этого воздействия? Не так уж и мала. Среди неграждан множество влиятельных журналистов и редакторов. В том числе и на государственных латвийских СМИ. В том числе и придерживающихся антипутинской риторики. Но даже один негражданин имеет довольно сильное влияние на граждан, хотя и не имеет права голоса.
Приведу пример собственной семьи, включая двоюродных родственников: у нас 12 наследных граждан Латвии, четверо натурализованных (включая меня), и четверо неграждан. Плюс четыре гражданина США, двое граждан европейских стран и один гражданин России.
Неграждане нашей семьи – люди пенсионного возраста, и их нежелание проходить натурализацию вследствие обиды на Латвию и страха не сдать экзамены – довольно типично среди неграждан. Каждые выборы мои родные неграждане пытаются определить мой голос. Их мнение важно для меня, но у меня есть и собственное, иногда противоположное.
Любую обиду, нанесенную моим родным, я глубоко переживаю, даже если упрек им справедлив.
Добавьте к этому два три десятка друзей-неграждан, которые тоже частично влияют на мои решения и получите полную картину.
Кому мешают неграждане
Много лет я являюсь горячим противником безгражданства.
Около 40% (примерно 107 тысяч человек) наших неграждан — люди пенсионного возраста. И требовать от них политической активности уже никто и не пытается, хотя значительная их часть отлично знает латышский и могли бы спокойно сдать на гражданство и влиять на выборы.
Оставшиеся неграждане работоспособного возраста — это около 170 тысяч человек. То, что они исключают себя из политического процесса, больнее всего бьет по ним самим. А их друзья и родственники просто не в состоянии поправить ситуацию, которую те допускают своим бездействием.
Исходя из этого я рад, что хотя бы часть неграждан будет наконец вынуждена взять на себя ответственность и выбрать свою сторону и страну.
Каким будет это выбор, мне абсолютно неважно. Хуже чем сейчас, ситуации с гражданской ответственностью среди неграждан быть не может.