РИГА, 1 авг — Sputnik, Владимир Дорофеев. На топливный рынок Латвии пришла компания Shell – в Риге открылись две первые АЗС под этим брендом. Однако новости о качественном росте рынка оказались несколько преувеличены — произошел скорее ребрендинг.
На доверии
Вывески действительно сменились. На нескольких бывших заправках Trest красуются новые красно-желтые логотипы Shell — компании, известной на весь мир качеством топлива и хорошим сервисом. Однако хозяева, насколько можно судить, остались прежними. Скажется ли смена вывески на качестве обслуживания?
![Автозаправочная станция Trest в Риге до ребрендинга Автозаправочная станция Trest в Риге до ребрендинга - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/252/86/2528653_0:0:1400:787_600x0_80_0_0_2366008f4762e68c475ea633bdc8fbc0.jpg)
Председатель ассоциации торговцев топливом Мартиньш Стиранс полагает, что доверие к крупным мировым брендам у покупателя выше. Но и у известных компаний, дающих свое имя под франшизу, есть свои требования к качеству услуг и товара. Стиранс надеется, что представители большой компании будут регулярно устраивать проверки качества, чтобы сохранить репутацию бренда. Иначе компания сможет отозвать франшизу из-за нарушения условий контракта.
Плюс доставка
По словам Стиранса, около 60% цены на заправке составляют латвийские налоги, остальное – тот продукт, цена которого колеблется на бирже.
"Цена горючего, хотя и связана с ценой на сырую нефть, совершено ей не равнозначна. На цену закупки бензина латвийскими АЗС влияет не только уровень цен на бирже, но и логистические расходы", — объясняет Стиранс.
Он отмечает, что именно поэтому, если верить статистическим данным, в Латвии нет ни британского, ни нидерландского бензина (Shell – британско-нидерландская компания), ни норвежского (Statoil – норвежская), ни российского (Lukoil – российский бренд).
![Заправка Shell в Риге Заправка Shell в Риге - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/252/03/2520370_0:0:1400:788_600x0_80_0_0_d4d1030cbd255bf5d579964fda0a2612.jpg)
Бензин в Латвию в основном поступает из двух источников: из Литвы — с мажейкяйского завода и частично из Финляндии. Бензиновые терминалы связаны именно с этими компаниями. С дизельным топливом ситуация похожая, но разнообразия немного побольше. Помимо названных игроков, есть еще и небольшой процент белорусского и российского топлива.
Дочерняя компания в Латвии есть только у финского производителя дизельного топлива и моторных масел Neste. Остальные латвийские компании используют крупный международный бренд как знак стандарта качества, но топливо продают не связанное с этим брендом.
Знак качества
К примеру, Statoil — это знак качества, и, хотя напрямую с норвежским топливом он не связан, но скандалов с плохим сервисом и качеством топлива на этих заправках ничтожно мало. Покупатели крайне редко остаются недовольны — потому что для владельцев бренда имя это твердая валюта.
![Заправка Shell в Риге Заправка Shell в Риге - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/252/00/2520086_0:0:1400:788_600x0_80_0_0_194014349f7832ba9ea3080db3fe475d.jpg)
Небольшим латвийским компаниям репутацию поддерживать куда сложнее. Возможно, именно поэтому оператор заправочной сети Viada ныне поддерживает сеть Lukoil. Некоторые АЗС Viada уже обзавелись новыми вывесками Lukoil, а дисконтная карта этой сети действует не только на 11 АЗС Viada, но и на 58 АЗС Lukoil.
Так что известный бренд на латвийских АЗС — тоже товар, продающийся наравне с самим топливом. Но доверие латвийцев к иностранным торговым маркам выше, чем к местным.