РИГА, 1 авг — Sputnik, Владимир Дорофеев. На топливный рынок Латвии пришла компания Shell – в Риге открылись две первые АЗС под этим брендом. Однако новости о качественном росте рынка оказались несколько преувеличены — произошел скорее ребрендинг.
На доверии
Вывески действительно сменились. На нескольких бывших заправках Trest красуются новые красно-желтые логотипы Shell — компании, известной на весь мир качеством топлива и хорошим сервисом. Однако хозяева, насколько можно судить, остались прежними. Скажется ли смена вывески на качестве обслуживания?
Председатель ассоциации торговцев топливом Мартиньш Стиранс полагает, что доверие к крупным мировым брендам у покупателя выше. Но и у известных компаний, дающих свое имя под франшизу, есть свои требования к качеству услуг и товара. Стиранс надеется, что представители большой компании будут регулярно устраивать проверки качества, чтобы сохранить репутацию бренда. Иначе компания сможет отозвать франшизу из-за нарушения условий контракта.
Плюс доставка
По словам Стиранса, около 60% цены на заправке составляют латвийские налоги, остальное – тот продукт, цена которого колеблется на бирже.
"Цена горючего, хотя и связана с ценой на сырую нефть, совершено ей не равнозначна. На цену закупки бензина латвийскими АЗС влияет не только уровень цен на бирже, но и логистические расходы", — объясняет Стиранс.
Он отмечает, что именно поэтому, если верить статистическим данным, в Латвии нет ни британского, ни нидерландского бензина (Shell – британско-нидерландская компания), ни норвежского (Statoil – норвежская), ни российского (Lukoil – российский бренд).
Бензин в Латвию в основном поступает из двух источников: из Литвы — с мажейкяйского завода и частично из Финляндии. Бензиновые терминалы связаны именно с этими компаниями. С дизельным топливом ситуация похожая, но разнообразия немного побольше. Помимо названных игроков, есть еще и небольшой процент белорусского и российского топлива.
Дочерняя компания в Латвии есть только у финского производителя дизельного топлива и моторных масел Neste. Остальные латвийские компании используют крупный международный бренд как знак стандарта качества, но топливо продают не связанное с этим брендом.
Знак качества
К примеру, Statoil — это знак качества, и, хотя напрямую с норвежским топливом он не связан, но скандалов с плохим сервисом и качеством топлива на этих заправках ничтожно мало. Покупатели крайне редко остаются недовольны — потому что для владельцев бренда имя это твердая валюта.
Небольшим латвийским компаниям репутацию поддерживать куда сложнее. Возможно, именно поэтому оператор заправочной сети Viada ныне поддерживает сеть Lukoil. Некоторые АЗС Viada уже обзавелись новыми вывесками Lukoil, а дисконтная карта этой сети действует не только на 11 АЗС Viada, но и на 58 АЗС Lukoil.
Так что известный бренд на латвийских АЗС — тоже товар, продающийся наравне с самим топливом. Но доверие латвийцев к иностранным торговым маркам выше, чем к местным.