Латвия пересаживается на электромобили

© Sputnik / Eugene Biatov / Перейти в фотобанкЭлектромобиль
Электромобиль - Sputnik Латвия
Подписаться
Сейчас "зеленые" машины становятся все более востребованы – не только из-за дорогого бензина, но и в связи с изменениями климата. Многие люди всерьез задумываются об этом, делая выбор в пользу машины "от розетки".

РИГА, 19 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. В стране набирают популярность не только электромобили, но велосипеды, самокаты, даже ролики и скейтборды — на батарейках.

Хит сезона

С 1 июля все стоянки в Риге для машин с "синими" номерами — электромобилей — будут бесплатными. Но и сейчас у водителей таких автомобилей есть немало льгот и приятных бонусов: они могут бесплатно въезжать в Юрмалу (остальным приходится платить 2 евро), в Риге перемещаться по полосам общественного транспорта – почти без пробок, не платить некоторые налоги, скажем, ежегодный "дорожный".

А еще в 2014 году государство компенсировало покупку электромобилей – по 17 тысяч евро за каждый. Министерство среды, в рамках разных проектов поддержки альтернативной энергии, закупило около 180 электромобилей, на которые поступили заявки от фирм и самоуправлений. Государство выделило средства, чтобы поддержать покупателей электротранспорта. А с учетом того, что к примеру, Volkswagen стоил около 25-30 тысяч евро, поддержка оказалась существенной.

© Foto : предоставлено Арнисом БергсомНовый электромобиль Volkswagen
Новый электромобиль Volkswagen - Sputnik Латвия
Новый электромобиль Volkswagen

"К слову, с увеличением количества моделей некоторые электромобили стоят уже не вдвое дороже простых машин, а примерно в полтора раза и еще меньше. Так, "городские джипы" от KIA стоят 29 тысяч евро. Все идет к тому, что электромобили будут только дешеветь", — говорит Арнис Бергс, руководитель Общества поддержки безвыхлопного транспорта.

И все это, по словам Бергса, только начало — в популяризации электротранспорта произошел большой скачок.

Электромобили были первыми

Немного истории для тех, кто полагает, будто машины "от розетки" — что-то совсем новое. Теперь электромобиль как таковой переживает ренессанс: идет возврат к корням автомобилестроения. Первые-то оснащались электроприводом! В начале XX века в США было значительно больше электромобилей, чем с бензиновым двигателем, а в 1898-1899 годах в Нью-Йорке чуть ли не 90% такси были электрическими.

Самый первый электромобиль в мире показали в 1881-м на Международной выставке в Париже. Это случилось за пять лет до того, как Карл Бенц подал заявку на патент автомобиля с бензиновым двигателем. Правда, тогда электродвигатели не были такими хорошими, и их легко вытеснили бензиновые…

© Wikipedia / Cress-Dale Photo Co., Seattle.Электромобиль Detroit Electric 1907 года
Электромобиль Detroit Electric 1907 года - Sputnik Латвия
Электромобиль Detroit Electric 1907 года

А в Риге, между прочим, в прошлом веке на заводе RAF выпускали "рафики" с электродвигателями: их еще использовали в Москве в качестве транспорта для участников Олимпиады-80. Уже тогда в Союзе предполагали, что может случиться большой кризис на нефтяном рынке, и думали о чем-то альтернативном…

А в Германии в начале 1980-х выпускали Volkswagen с электродвигателями. Один такой нашли на хуторе где-то под Ригой и теперь восстановили.

"Идея использования "зеленой энергии" для транспорта не нова, — подчеркивает Арнис Бергс. – Сейчас такие машины все востребованнее – из-за ситуации на нефтяном рынке, а также изменений климата: многие люди всерьез задумываются об этом, пересаживаясь в электромобили. Я такой аргумент часто слышу".

Бонусы для "зеленого"

Сейчас для новых электромобилей первая регистрация в Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД) бесплатная, а с других берут приличный налог — от 100 евро. И годовой "дорожный" налог (на эксплуатацию дорог) для электромобилей нулевой, для других — около сотни евро и выше. От этого налога освобождены и электроквадроциклы, и электромотоциклы.

"Посчитали, электромобили в итоге обходятся дешевле обычных, но насколько — сказать сложно", — говорит специалист.

Можно оценивать затраты "по пробегу". Похожая ситуация с обычными автомобилями: изначально дизельные машины были дороже бензиновых, однако к пробегу в 20 тысяч километров выходят дешевле бензиновых.

И электромобили, если судить по такому параметру, получаются дешевле, равно как и их эксплуатация: хотя бы потому, что "начинка" таких машин по сути проще, чем бензиновых, да и изнашиваться в двигателе особенно нечему. Хотя пока вот так напрямую нельзя сравнивать: тут дешевле – тут дороже, поскольку электромобили нового поколения повсеместно появились недавно.

© Foto : предоставлено Арнисом БергсомЭлектромобиль - такси
Электромобиль - такси - Sputnik Латвия
Электромобиль - такси

Но сейчас многие покупают электромобили даже не потому, что они в итоге будут дешевле обычных, а поскольку мыслят иначе, пропагандируют "зеленый" образ жизни. В соседней Эстонии несколько лет назад многие таксомоторные фирмы закупили электромобили. И теперь часто люди при вызове такси просят, чтобы приехал электромобиль. А если такие машины пока заняты, то клиенты готовы ждать, но не ехать на бензиновых и дизельных.

"О выхлопах транспорта задумывается все больше людей. У электромобилей нет вредных выбросов на месте движения — в том же городе", — говорит Бергс.

Он поясняет, что объем выбросов углекислого газа довольно просто рассчитать. В ЕС электричество получают, например, от АЭС, ГЭС, угольных станций. В среднем, при его производстве выброс в атмосферу углекислого газа — CO2 — около 400 граммов на киловатт/час. А потом уже, когда электричество "в машине", выбросов вообще нет.

"Электромашина создает в три раза меньше CO2, нежели обычная с двигателем внутреннего сгорания. Энергоэффективность электромобилей минимум в три раза выше, учитывая весь путь от производства электроэнергии до "колес". К тому же, в Латвии 60% произведенной на месте электроэнергии поступает с трех больших ГЭС, поэтому топливо для электромашин максимально экологично", — заключает Бергс.

От розетки до розетки

II Российская экологическая неделя в Москве - Sputnik Латвия
Электромобилям в Риге - бесплатная парковка
К Арнису Бергсу часто обращаются разные фирмы с вопросом: что выгоднее? Надо подумать! Если вы решили выбрать для города что-то более экономичное по сравнению с простой машиной, тогда, может, вообще лучше не электромобиль, а электровелосипед? Он так посоветовал компании "Европарк": у нее автостоянки по всей Риге, ей важно обслуживать инфраструктуру.

Есть электровелики, приспособленные перевозить грузы около 80 килограммов — на специальном багажнике. Такой транспорт не истощит силы работников и выгоднее не только обычной машины, но и электрической.

Многие считают, что электромобиль — городской вид транспорта. Хотя крупные фирмы, покупающие такие машины целыми партиями, используют их в основном для Риги, но есть и те, кто ездят дальше. Тут все завязано на заправках. Чем электрозаправок больше, тем большие расстояния может покрывать машина. Сейчас от заправки до заправки аккумулятора хватает более чем на 200 километров.

© Foto : предоставлено Арнисом БергсомЭлектроквадроцикл
Электроквадроцикл - Sputnik Латвия
Электроквадроцикл

В Риге сейчас четыре быстрых заправки, где аккумулятор заряжается за полчаса, есть еще заправки в Гулбене и Огре. Есть зарядки и более медленные — на 3 часа: около некоторых крупных магазинов Риги, например, Spice и Alfa, возле разных отелей, на парковке в природном парке "Тервете", в Сигулде.

По словам Арниса Бергса, все больше торговых центров планируют устанавливать такие заправки. А если дома машину от розетки заряжать — то это на всю ночь. Обходится дома полная зарядка автомобиля примерно в 20 киловатт/час, около трех евро.

Педаль в пол

"Электромобиль шустрее и быстрее обычных", — убежден Бергс.

По его словам, электромобиль может двигаться со скоростью под 140 километров в час, а быстрее 90 на дорогах Латвии ездить запрещено, в городах и вовсе — не больше 50.

Хотя вот гонщик Андрис Дамбис сделал электромобиль и участвовал в соревнованиях по горам Америки Pikes Peak International Hill Climb'v. Не все двигатели обычных машин, в отличие от электрической, тянули езду в горах, где разреженный воздух. Недавно Дамбис собрал электромобиль для драг-рейсинга — гонок на короткой дистанции, где особенно важен мощный толчок и резкий набор скорости.

У электромобиля "крутящий момент" максимален с первого оборота, рывок "с нуля" очень хороший, а потом водитель может просто надавить на педаль газа, и машина легко ускоряется. У электромобиля ведь нет коробки передач, а только две педали – газ и тормоз, как у "автомата". Все элементарно. А еще, как теперь принято говорить в Европе, все дружественно окружающей среде.

Лента новостей
0