РИГА, 16 мая – Sputnik, Виктор Петровский. Здание Академии наук Латвии – единственная сталинская высотка "московского образца" в Риге. Изначально ее проектировали под Дом колхозника, но затем решили передать деятелям науки. Сталин об этом не узнал, поскольку начатое за год до смерти вождя строительство закончилось уже при Хрущеве, в 1958 году.
В гармонии с городом
На фоне остальных строений Риги высотка Академии наук выделяется своей монументальностью – здание, построенное по образу и подобию российского МИДа, впечатляет своей замковой мощью: его высота составляет 111 метров.
Здесь все еще витает советский дух, который Латвия по большей части постаралась искоренить на своей территории после обретения независимости. Звезды и серп с молотом из оформления, конечно, убрали, но дом все же решили не сносить, оставить в распоряжении ученых: в конце концов, это памятник архитектуры, уникальное сооружение. Так, например, впервые в практике советского высотного строительства здесь были применены сборные железобетонные конструкции – с точки зрения инженерных возможностей того времени это был достаточно серьезный шаг вперед.
При этом в свое время сталинская высотка потребовала жертв. Для того, чтобы ее построить, пришлось снести другое уникальное архитектурное сооружение — исторический комплекс "Гостиный двор", построенный в стиле русского классицизма. В то же время при строительстве архитекторы попытались не нанести серьезного ущерба историческому облику Риги, вписать в него новое здание. В качестве ориентиров при проектировании высотки использовались шпили Старого города.
Мнения по поводу того, вписалась ли в итоге сталинская высотка в рижский городской пейзаж, расходятся. Большинство горожан относятся к ней нейтрально, есть те, кому она нравится, и те, кто считает ее символом советского тоталитаризма. Впрочем, в отличие от памятника Воинам-Освободителям, который в начале 1990-х годов радикалы хотели взорвать, Академия наук во время борьбы Латвии за независимость от СССР отделалась "легким испугом".
Первыми были разрушены находящиеся над сценой в конференц-зале барельефы Ленина и Маркса. Затем "свергли" одного из создателей Компартии Латвии Петра Стучку и, казалось бы, совершенно безобидного биолога-селекционера Ивана Мичурина.
Кульминацией стало снятие со шпиля здания пятиконечной советской звезды. На ее месте планировали установить другой символ, но так ничего и не придумали – шпиль по-прежнему смотрит в рижское небо оголенной иглой.
Наконец, борцы с "советским наследием" отстали от здания Академии наук, и оно продолжило выполнять свое прямое назначение, а в 2003 году удостоилось знамени культурного наследия Совета Европы.
Сегодня в состав Академии наук Латвии входит 100 академиков, 50 членов-корреспондентов и еще 100 зарубежных академиков.
Магия и волшебство
Лет пятнадцать назад в конференц-зале высотки выступал академик, если не ошибаюсь, десяти академий. Звали его Альберт Игнатенко, и прославился он тем, что "заряжал" на победу чешского хоккеиста Яромира Ягра, а также разгонял тучи руками.
Не знаю, благодаря или вопреки действиям экстрасенса, но Ягр до сих пор играет в хоккей на высшем уровне. Ситуация с разгоном туч не столь оптимистична. Однажды я был свидетелем этого действа – академик десяти академий активно жестикулировал, глядя на маленькое облачко, но оно и не думало уходить. Каким образом специалист объяснил эту неудачу, я не помню, но следует признать, что в итоге тучи над Ригой по-прежнему появляются чаще, чем солнце.
Именно здесь выступил во время приезда в Ригу и известный в начале двухтысячных годов религиозный деятель Виссарион (Сергей Тороп), который скромно именовал себя "Вторым пришествием Христа". Подобные сомнительные лекции в то время собирали аншлаги, люди жаждали чудес и с радостью расставались со своими деньгами.
Ученые, которых в то время можно было встретить в здании Академии наук лишь изредка, печально пожимали плечами.
— Докатились, — с горечью сказал мне как-то один из научных сотрудников. — Вот кто финансирует нашу науку сегодня — сектанты…
Выступление Виссариона не обошлось без курьеза — в зал ввалился высокий длиннобородый старец с огромной деревянной булавой. Он встал посреди аудитории и отдал Виссариону честь. Старец этот был известным всей Риге городским сумасшедшим. Сам себя он именовал "властелином мира" и походил на Гендальфа из "Властелина колец". Зла он никогда никому не желал, на массовых мероприятиях появлялся неожиданно, а затем так же неожиданно исчезал. Я слышал, что совсем недавно он скончался.
Находки и скандалы
Несколько лет назад конференц-зал в Академии наук отреставрировали, а во время ремонтных работ случайно нашли тайную комнату КГБ. Судя по всему, сотрудники органов вели оттуда "прослушку" в здании. Эта находка стала своего рода сенсацией: как оказалось, никто из ученых даже не догадывался о существовании этого секретного кабинета.
Кроме того, во время реконструкции была обнаружена капсула с посланием советских строителей, датированная 1955 годом. Послание торжественно гласило: "На расстоянии одного метра от эмблемы было выпито два пол-литра московской водки в знак окончания работы над потолком и фризом".
К Цукурсу в Латвии относятся неоднозначно. Известно, что до войны он был успешным летчиком, о нем писали в газетах, рассказывали, в частности, о его перелете в Гамбию – в общем, было чем гордиться. А вот в годы немецкой оккупации Латвии он состоял в печально известной команде Виктора Арайса, которая занималась истреблением евреев на территории республики.
Цукурс не был судим, поскольку сумел сбежать в Латинскую Америку, поэтому формально его нельзя назвать преступником. Однако историки убеждены, что он прямо или косвенно причастен к убийству 25 тысяч человек, замученных командой Арайса. Израильский Моссад выследил его в Уругвае и ликвидировал в 1965 году. Цукурсу на тот момент было 65 лет.
Мюзикл о Цукурсе вызвал резонанс в мировой печати. Особенно были возмущены российские и израильские СМИ. Продюсер постановки Юрис Миллерс утверждал, что в спектакле главный герой является "спорной фигурой", однако сам факт того, что об этом человеке поставили мюзикл, многие восприняли как оскорбление.
В день премьеры у здания Академии наук даже прошли два пикета – десятки людей, облаченные в форму узников немецких концлагерей со звездами Давида, сели на ступеньки перед главным входом. На сам спектакль, предъявив билеты, намеревались пройти шестеро участников акции. Охрана, а затем и сам Миллерс просили их снять робы арестантов, но они не согласились, и их так и не пустили в зал.
Скандальный мюзикл в итоге показали еще в нескольких городах Латвии, а затем о нем забыли.…
Похоже, сама Академия наук тоже обрела покой. Больше здесь не встретишь странных персонажей вроде "мессии" Виссариона – по коридорам ходят нормальные ученые.
Президент Академии Оярс Спаритис, который занял эту должность пару лет назад — специалист по памятникам архитектуры. Может быть, именно этот факт повлиял на то, что здание АН наконец оставили в покое. Потому что кто, как не он, может понять тайны, хранящиеся в стенах единственной в Латвии сталинской высотки, и отнестись к этому зданию так, как оно того заслуживает: по-человечески.