РИГА, 11 апр — Sputnik, Светлана Бардина. В музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге состоялся Вечер латышской культуры, подготовленный латышской диаспорой города в рамках выставки "Николай Рерих и Латвия".
Личность философа, художника Николая Рериха явилась связующим звеном между Латвией и Петербургом. Его дед и прадед жили в Латвии, а сам он родился в петербургском доме на Васильевском острове. В Латвии до сих пор живут представители рода Рерихов.
Николай и его сын Святослав в 30-е годы прошлого века передали часть своих работ в дар Латвийскому Национальному художественному музею, и сейчас они представлены на выставке в музее-институте Рерихов.
Вечер начался с выступления Санкт-Петербургского латышского хора "Петерпилс", который еще в 1990 году объединил латышей и студентов, желающих участвовать в Празднике песни в Риге. С тех пор хористы выступают и на других фестивалях, в том числе на "Гаудеамусе" и 8-м Фестивале песни стран Балтии и Северных стран.
В стенах Рериховского музея прозвучали популярная в Латвии песня о Родине "Священный вечер" на музыку Раймондса Паулса, "Вей, ветерок" и другие латышские народные песни.
Затем небольшое, но звонкоголосое семейство Белкиных исполнило несколько латышских народных песенок, после чего публике было предложено покинуть насиженные места и принять участие в танцах.
Фолк-музыкант Алексей Белкин — основатель группы "Отава Ё" и "Reelroad" показал несколько танцевальных па, заверив, что научиться исполнять латышские танцы намного проще, чем, допустим, ирландские. По его утверждению, фольклорная музыка имеет сакральный смысл, настраивая на связь с космосом, а танец способствует раскрытию чакр.
Воодушевленные примером музыканта и его юных дочерей, зрители, включая мам с младенцами на руках, включились в веселую пляску. Они исполнили литовский народный танец "Клумпакойс" (перевести его сложно, отметил Белкин; известно лишь, что название состоит из двух слов — "деревянная обувь" и "нога") и Цукундритиус ("Свиньи в гречке").
Для детей прошли два мастер-класса, один из них — "Пасхальные традиции в Латвии" — провела преподавательница Кафедры общего языкознания СПбГУ Эверита Андронова. Она, как и Мара Муктупавела, показавшая мастер-класс по традиционному рукоделию, ведет занятия в латышской школе в Генеральном консульстве Латвийской республики.
Под руководством Мары Муктупавелы, супруги Алексея Белкина, ребята учились плести трехмерную композицию из соломы "пузурс" и нитяное солнце "Саулите".
Что такое солнце и какую роль оно играет в жизни любого крестьянина, объяснять не надо, а вот пузурс — довольно загадочный предмет. Эти четырехугольные "пауки" из соломы, украшенные цветными нитками и перышками, вывешивали в доме во время важных для рода праздников, таких как свадьба или рождение ребенка.
Считается, что при вращении они очищают помещение от нежелательной энергии. Раз в год старый "паук" сжигается, и на его место вывешивался новый.
Обе магические вещицы сработали: пасмурное небо над Невой, куда выходят окна музея, расчистилось от туч, и проглянуло солнце.
Стоит отметить, что Мара Муктупавела является продолжательницей дела своих родителей: ее отец — фолк-музыкант, мать — рукодельница и ткачиха. Сейчас мастерица учится ткать на станке своей прабабушки.
Истинная дочь своих родителей, она не забывает родные истоки, живя в России. "Вместе с мужем мы пытаемся возродить народные традиции и показать, что они очень ценны и нужны и в нашем веке", — говорит Мара Муктупавела.
После "зимовки" в Петербурге, как сообщил ее муж Алексей, их семья по традиции проведет лето на хуторе в Латвии.