РИГА, 5 апр — Sputnik, Марина Петрова. Депутат Балвской краевой думы Иван Баранов может стать первым латвийским политиком, лишенным мандата из-за незнания латышского языка. Центр государственного языка (ЦГЯ) и Латгальский окружной суд выступают против него, однако сам Баранов и его партия "Согласие" намерены продолжить борьбу за право политика выполнять долг перед избирателем.
Главное — не сдаваться
Иван Баранов заявил Sputnik, что продолжает выполнять обязанности депутата. Народного избранника не смущает ни решение районного суда, ни окружного — в обоих случаях Фемида встала на сторону ЦГЯ и постановила лишить Ивана Баранова мандата за незнание государственного языка. Теперь политик намерен обратиться в Верховный суд.
"Сдаваться мы не собираемся. Я являюсь депутатом думы Балви с 2005 года, работаю здесь уже третий срок, на последних выборах за меня было где-то более 800 голосов. Спасибо моим избирателям, которые меня всячески поддерживают, в том числе и в СМИ", — говорит Баранов Sputnik.
По его словам, языковые проверки начались в 2014 году, когда обострились отношения с Россией.
"Они узнали, что я учился в российской Академии госслужбы РФ. Да, на меня поступали жалобы. Первая жалоба, которая была, — от главного редактора нашей районной газеты Vaduguns, что я недостаточно владею латышским языком", — вспоминает депутат.
Политик не отрицает: с латышским языком у него действительно не все так гладко.
"На заседаниях думы я разговариваю на русском языке, поскольку если я говорю на латышском, то у меня очень большой акцент. Я знаю латышский язык и я понимаю, о чем говорят, но у меня нет документа, что я знаю его на высшую категорию", — поясняет Баранов.
Он отметил, что получил гражданство Латвии автоматически, поскольку его родители — уроженцы Пыталовского района.
В обострении споров вокруг его незнания латышского Иван Баранов винит не только геополитику, но и надвигающиеся муниципальные выборы.
"Мы здесь имеем довольно-таки большой вес, хотя процент русскоязычного населения маленький — около 20%. Но в местном самоуправлении нас три депутата от "Согласия" (из 15), национальные герои здесь не могли пробраться к власти благодаря нам", — говорит он Sputnik.
Юридический казус?
Предвыборный след в этой истории усматривает и коллега Баранова по партии "Согласие" — депутат Сейма Валерий Агешин. Но, по его словам, те времена, когда сместить депутата можно было при помощи языковых инструментов, давно прошли.
"Раньше для тех кандидатов в депутаты национального парламента, для которых латышский язык не является родным, требовалось удостоверение, подтверждающее знание государственного языка на высшую категорию. И если такого удостоверения не было, то человек мог быть не допущен до участия в выборах", — поясняет Агешин Sputnik.
Как отметил политик, депутата может снять только избиратель, и только путем отказа голосовать за него на следующих муниципальных выборах.
"Есть определенная прописная истина для всех людей, кто связан с политикой, и она заключается в том, что избиратель всегда прав. Если избиратели уже три раза подряд избрали Баранова своим народным представителем, то это значит, что они абсолютно правы и хорошо знают этого человека со всеми его достоинствами и недостатками", — говорит Агешин.
Досрочно отозвать отдельного депутата невозможно ни в одной демократической стране мира, подчеркнул он, потому что тогда существуют большие риски: можно отозвать, например, неугодного или инакомыслящего депутата.
И вот тут возникает главное противоречие, поскольку все стороны сходятся в одном: согласно законодательству, рабочим языком национального парламента и органов самоуправления является латышский как государственный. При этом, по словам Агешина, ни один закон не заставляет депутата или потенциального депутата доказывать кому-то факт владения государственным языком.
Что делать с теми депутатами, которые прошли в органы власти, но языком не владеют, законодательство не говорит.
Ранее недостаточные знания языка были обнаружены у депутата Даугавпилсской думы Виктора Пучки. Ему дали время на исправление, и политик усиленно осваивал государственный язык. Эта схема не устроила политиков из "Национального объединения", которые выяснили, что в подобных случаях расходы на репетитора берет на себя самоуправления — таковы требования закона. К примеру, в случае Пучки, Даугавпилс потратил 2,3 тысячи евро.
Учитывая этот факт, политики из "Нацобъединения" выступают с законодательной инициативой, призванной обязать слуг народа платить за учителей государственного языка из собственного кармана.
ЕСПЧ — последняя инстанция
Валерий Агешин признался, что не до конца понимает, как Баранов работает, не очень хорошо зная латышский язык.
"Но, в конце концов, человеку не обязательно все время выступать с высоких трибун, а вполне достаточно участвовать в принятии конкретных решений. В конце концов, чисто теоретически, и глухонемого человека могут избрать депутатом, например, и никто не имеет право такое волеизъявление избирателей ограничивать", — рассуждает Агешин.
А вот экс-глава Конституционного суда Айвар Эндзиньш считает, что в такой ситуации депутат работать не может — обязанность знать государственный язык, по его словам, прописана в Законе о выборах в самоуправления.
"Он должен владеть языком, чтобы выполнять свои обязанности как депутат. И он депутат людей, которые владеют не только русским языком, но и латышским. И если он живет в национальном государстве, соответственно, он должен знать госязык", — говорит эксперт Sputnik.
Какова могла бы быть реакция Европейского суда по правам человека, Эндзиньш предполагать не стал. А вот Иван Баранов и ранее высказывал намерение обратиться и туда — если латвийские суды откажутся вставать на его сторону.