Никто не хотел вымирать: не телевизором единым

© Artis PupinsРадиовышка в Риге
Радиовышка в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Политики и эксперты, говоря о влиянии СМИ на аудиторию, в первую очередь имеют в виду телевидение. По данным исследования, проведенного социологической компанией SKDS, вторым после телевидения источником информации для русскоязычных жителей Латвии является радио.

РИГА, 13 фев – Sputnik, Марина Петрова. Среди самых популярных радиостанций: Латвийское радио 4 (20%), SWH+ (11%) и Латвийское радио 2 (2%). Но если говорить о рейтингах, то, по данным компании TNS Latvija, из новостных русскоязычных радиостанций наиболее популярными оказались Латвийское радио 4 (4,7%) и радио Baltkom (1,3%, покрывает часть территории страны). Остальные предлагают в основном развлекательный продукт: музыку и ток-шоу.

Про радио латвийские политики вспомнили в разгар украинского кризиса. Когда Латвийское телевидение получило полмиллиона евро дотаций для привлечения русскоязычной аудитории, Латвийскому радио выделили чуть более 200 тысяч евро. Деньги обещали потратить на рекламу портала lsm.lv и улучшение контента Латвийского радио 4, однако новых передач открыто не было.

В Риге лидером вещания является Латвийское радио 4.

По словам профессора Университета имени Страдыня Сергея Крука, русские СМИ в Латвии игнорируются латышскими политиками и не являются участниками политического процесса.

"Латвийское радио 4 — бытовое, передает полезную информацию, а не на политическую. Один из моих студентов год назад проводил исследование новостей на Латвийском радио 4 на фоне событий на Украине и пришел к выводу, они разнообразнее, чем на Латвийском радио, вещающем на латышском языке", — говорит Крук.

Еще одна русскоязычная информационная радиостанция — радио Baltkom, которое входит в латвийский концерн Mix Media Group наряду с несколькими развлекательными радиостанциями (MIX FM, MIX FM Dance и Юмор FM) и принадлежит местному капиталу.

Дети смотрят телевизор - Sputnik Латвия
Никто не хотел вымирать: почему закрывают СМИ
"По данным рейтингов, аудитория у этой радиостанции очень маленькая, ее слушает рижская элита, а также очень много латышей. У Baltkom очень хорошие дискуссионные передачи, где задаются острые вопросы. Радиостанция приводит очень широкий спектр источников информации. Baltkom предлагает разнообразные точки зрения, причем, в отличие от Латвийского радио, политикам на Baltkom задают острые вопросы, ловят их на противоречиях", — отмечает Крук.

Развлекать — выгоднее

Второй по популярности источник информации — радиостанция SWH+ входит в группу SWH наряду с другими развлекательными станциями (Radio SWH, Radio SWH Rock, Radio SWH Gold, Spin FM). Из информационных продуктов тут предлагаются в основном новости.

Стратегическим инвестором с 2007 года является ирландский медиаконцерн Communicorp Group Ltd. Однако, согласно информации латвийских СМИ, получившей подтверждение у представителей группы, осенью прошлого года Radio SWH было "выкуплено инвестором". Новыми владельцами радио стали Янис Шипкевич, коммерческий директор радиостанции Филипп Рубенис и стратегический инвестор в лице эстонского развлекательного конгломерата Cinamon Holding.

"С существующим рекламным рынком трудно представить, чтобы этот бизнес мог быть доходным. Слишком много игроков, которые, по логике вещей, в условиях кризиса должны были, как это случилось с телевидением или прессой, объединяться в конгломераты или сети, но с радиостанциями этого не происходит", — рассуждает Крук.

Печатная консолидация

В отличие от спокойного радиорынка рынок печатных русских СМИ лихорадило. Еще пять лет назад в стране существовали издательские дома Fenster, где контрольный пакет принадлежал Андрею Козлову, и Petit, контрольным пакетом которого владел Алексей Шейнин. Оба возникли на осколках газеты "Советская молодежь", оба работали в одном сегменте, часто дублируя издания конкурента. У первого были ежедневная газета "Вести сегодня" и еженедельник "Вести". У второго — еженедельник "Суббота" и ежедневная газета "Час", а также еще несколько десятков специализированных газет и журналов.

Флаги России и ЕС - Sputnik Латвия
Россия как угроза: обзор публикаций СМИ Латвии
Выходили и две ежедневные газеты —"Телеграф", принадлежавшая банкиру Валерию Белоконю, и "Бизнес & Балтия". В рамках холдинга Baltijas mediju alianse (по данным регистра CrediWeb принадлежит гражданину Латвии Олегу Солодову и гражданину России Алексею Плясунову) успешно работала еженедельная газета "МК Латвия" — единственное печатное издание, пережившее кризис практически без потерь. Сегодня, согласно упомянутому исследованию SKDS, оно занимает первое место среди печатных изданий как основного источника информации (23%).

Что касается остальных газет, то из четырех ежедневных на рынке осталась только одна — "Вести сегодня", в редакции которой трудятся коллективы четырех изданий, разумеется, в урезанном составе. По данным SKDS, она является основным источником информации для 15% русскоязычных латвийцев.

"В Латвии в целом аудитория сокращается. У нас читают все меньше и меньше. Русскоязычный читатель быстрее переходит на цифру, чего не происходит среди латышских читателей. Например, скажем, портал "Вести" сегодня более удобен для читателей, чем порталы крупнейших латышских газет Diena или NRA", — поясняет Сергей Крук.

Сегодня газета "Вести" входит в холдинг Izdevniecības nams Vesti SIA вместе с журналом "Телеграф" и другими изданиями. ИД, основанный в 2013 году, принадлежит одному физическому лицу — Людмиле Калашниковой. Ей принадлежат и другие компании, многие из которых, как и Izdevniecības nams Vesti SIA, зарегистрированы по тому же адресу, что фирма, принадлежащая россиянину Эдуарду Янакову — полному тезке крупного российского предпринимателя и бывшего депутата Госдумы. Именно его имя упоминается в контексте покупки местных СМИ российскими инвесторами, последующей централизации газет и их медленного угасания. На официальном уровне присутствие Янакова в издательском бизнесе никто не подтверждал.

Российский период

Угасание русских СМИ в Латвии началось с "Телеграфа", который в 2009 году перешел от Валерия Белоконя, предположительно, к вентспилсскому бизнесмену, занятому в транзитной сфере, Олегу Степанову. Потом, по данным СМИ, газета оказалась в руках российского предпринимателя Владимира Антонова, который потерял издание вместе с крахом связанных с ним банков — литовского Snoras и латвийского Krājbanka. Так газета оказалась в руках мифических россиян. Помимо Эдуарда Янакова в прессе звучали имена бывшего российского сенатора Андрея Молчанова и латвийского банкира Артура Ересько.

По словам Сергея Крука, российские инвесторы, возможно, и были заинтересованы в получении рычага влияния, однако сегодня, "русской газетой можно убить только муху".

"Газета если и имеет влияние, то только среди электората партии "Согласие". Что русским газетам удалось, так это консолидировать русский электорат, в результате чего мы имеем только партию "Согласие", представленную в парламенте страны. Открыв любое русскоязычное СМИ Латвии, мы видим на первом месте Нила Ушакова и только в положительном свете", — считает эксперт.

По его словам, газеты сегодня могут влиять на читателя, но не на политиков.

Передел рынка печатных русских СМИ длился несколько лет. После ряда перестановок, многочисленных покупок и поглощений российские инвесторы разделились на несколько групп. "Вести сегодня" и "Телеграф" (теперь журнал) выходят в Izdevniecības nams Vesti. Газет "Час" и "Бизнес & Балтия" больше нет. Издательство Petit, из которого вышло большинство газет издательства Vesti, было переименовано в Suplicating Estate SIA и находится в процессе ликвидации. Ликвидируется еще одна компания — Petits Media, куда временно перекочевала часть исторических изданий Petit — газеты "Суббота" и "Час".

Газета "Суббота", по данным SKDS, является третьим наиболее популярным источником информации для русскоязычного читателя — ее упомянули 8%. А вот по данным компании TNS Latvia, наиболее популярными изданиями (помимо специализированных) являются "Вести" (каждый номер читают примерно 8 человек), "Суббота" (5 человек), "Вести Сегодня" (4 человека).

"Идеологическая линия, по-моему, у всех одинаковая. Все эти газеты больший акцент делают на полезную информацию. "МК-Латвия" больше популярен за счет обилия бытовой информации, — говорит Сергей Крук. — Русская журналистика — это журналистика маленького человека".

Sputnik разобрался, почему закрывают телеканалы и можно ли считать телевещание в Латвии умирающим СМИ >>

Лента новостей
0