РИГА, 21 янв — Sputnik. Беларусь хочет получать 30% необходимой ей нефти через порты на Балтике, 30% - через Украину и 30 - 40% - из России, заявил президент Александр Лукашенко, передает БелТА.
Во вторник, 21 января, Лукашенко провел совещание по вопросам повышения эффективности реализации нефтепродуктов на экспорт.
На заседании он отметил, что экономические условия в республике усложнились. В частности, из-за проведения в России так называемого налогового маневра цена на нефть для Беларуси увеличивается. В этой связи доходы республиканского бюджета снижаются, ухудшается эффективность работы двух крупных белорусских НПЗ.
"НПЗ столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности и, что немаловажно, своих инвестиционных программ, направленных на развитие производства", - сказал Лукашенко.
Президент также затронул вопрос поставок нефти, альтернативной российской. По его словам, Минск решил покупать нефть, альтернативную российской, по мировым ценам, и на практике посмотрит, "во что это выльется".
"Братья с востока пугают, что это будет очень дорого. Мы также, не посчитав, не попробовав, думаем, что мы не справимся. Поэтому принято решение закупить, будь то азербайджанскую, саудовскую, норвежскую, американскую - неважно, какую нефть, - по мировым ценам. Поставить на наши нефтеперерабатывающие заводы и получить нефтепродукты из этой нефти", - сказал Лукашенко.
По его словам, надо идти к тому, "что 30 - 40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации, процентов 30 мы должны с Балтики завозить и процентов 30 через Украину - проверенный уже путь".
Переговоры с РФ
Россия и Беларусь к началу 2020 года не смогли договориться по условиям поставок нефти. Сообщалось, что российские компании предлагали сохранить условия контрактов 2019 года на поставку нефти. Минск же просил снизить контрактную цену на нефть на 10 долларов за тонну, которые являются премией к рыночной цене.
Россия в отсутствие подписанных контрактов с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти для НПЗ Беларуси. Загрузка двух работающих в республике НПЗ – Мозырского и "Нафтана" – была снижена до технологического минимума.
А 15 января стало известно, что компании группы "Сафмар" начинают поставки и на Мозырский НПЗ. По данным источника РИА Новости, партия нефти оформлена в объеме 30 тысяч тонн.
В Минске заявляли, что рассчитывают получить из России в январе 650 тысяч тонн нефти.
Альтернативы
Также Белорусская нефтяная компания и НПЗ ищут альтернативы российской нефти – на Украине, в Польше, Прибалтике, Казахстане и Азербайджане.
В Минэнерго Казахстана подтвердили, что получили запрос "Белнефтехима" на поставки нефти и готовы к встрече белорусской делегации для обсуждения вопроса. В конце прошлого года занимавший тогда пост министра энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщал, что в Беларусь возможно поставлять от 1 до 3,5 миллиона тонн нефти в год.
Казахстан считает трубопроводный транспорт оптимальным для возможных поставок нефти и нефтепродуктов в Беларусь, но не исключает возможности и мультимодальных поставок, сообщили в Минэнерго страны 21 января. При этом в конце декабря официальный представитель российской "Транснефти" Игорь Демин заявил, что Беларусь и Казахстан на тот момент не обращались в компанию с предложением о транзите нефти через РФ по нефтепроводу "Дружба".
При этом Александр Лукашенко 21 января сообщил, что Россия якобы не дает согласия на поставки казахстанской нефти транзитом через РФ.
"Возможно, Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим. Странно: наш союзник не дает согласия на поставку нефти от нашего другого союзника. Что ж, такая ситуация сейчас по поставкам нефти, и мы должны с этим разобраться", - сказал Лукашенко.
В Азербайджане также заявили, что страна имеет возможность поставлять нефть в Беларусь, в прошлом такие поставки уже осуществлялись. Однако пока на этот счет конкретных договоренностей нет.
"Есть возможность поставлять как нефть Аzeri-light, так и нефть других стран всем заинтересованным сторонам. Но с белорусской стороны пока не поступал более конкретный запрос на этот счет", - заявлял в начале января официальный представитель Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ибрагим Ахмедов.
Беларусь также рассматривает в качестве альтернативного варианта поставок нефти реверс из Польши.
Оператор польского участка "Дружбы" – PERN – сообщил в связи с этим, что техническая инфраструктура трубопровода "Дружба" делает невозможной передачу нефти с базы в Адамово в восточном направлении при сохранении непрерывности поставок для текущих клиентов PERN, с которыми имеются действующие договоры в области транспортировки нефти на НПЗ.
Однако главный инженер белорусского оператора "Дружбы" - ОАО "Гомельтранснефть Дружба" - Андрей Вериго оспорил это утверждение. По его словам, технически у польской стороны нет возможности качать нефть по "Дружбе" одновременно "к себе и от себя", однако оператор может организовать прокачку для Беларуси реверсом с остановкой. "Допустим, неделю качаем на Мозырь (если из Польши, то в белорусский Новополоцк – ред.), а три недели качаем из Мозыря. Это вполне технически реализуемая задача", - сказал Вериго.
Латвийская сторона также готова предложить свои услуги по транспортировке нефти в Беларусь. Этот вопрос обсуждался во время визита премьер-министра Кришьяниса Кариньша в Минск 16 января.
По словам министра сообщения Талиса Линкайтса, технически возможность транспортировать нефть в Беларусь имеется, для этого можно задействовать нефтепровод Полоцк – Вентспилс, который раньше работал в обратном направлении – нефть перекачивалась из Беларуси в Латвию. По его словам, нефть можно транспортировать из Латвии в Беларусь и по железной дороге. Объемов возможных поставок министр не назвал.
Линкайтс также предположил, что предложения от Минска по транзиту нефти через Латвию могли получить предприятия страны, и уже сейчас они их рассматривают.
Точно известно, что запрос белорусских клиентов на перевалку нефти получила литовская Klaipedos nafta, которая сообщила, что может переваливать до 3 миллионов тонн нефти.
По состоянию на 21 января известно только об одном контракте на поставку альтернативной российской нефти - на поставку 80 тысяч тонн норвежской нефти для переработки на НПЗ "Нафтан", которая будет поставлена через Клайпедский порт. Сообщалось, что продавцов выступила французская компания Total.