РИГА, 1 авг — Sputnik, Андрей Солопенко. Латвийский комитет по правам человека подал жалобу в Конституционный суд на необоснованность правил кабинета министров, по которым с 1 сентября 2019 года во всех дошкольных учреждениях страны обучение должно быть на латышском языке.
В конце прошлого года кабинет министров принял "Правила о государственных руководящих принципах по дошкольному образованию и примерам программ дошкольного образования", которые регламентируют обучение в детских садах.
Согласно этому документу, латышский язык должен стать основным во всех учреждениях дошкольного образования, так что именно на нем будет преимущественно осуществляться общение с детьми старше пяти лет во время игр.
Правда, в документе сказано, что есть и исключения – на мероприятиях, целенаправленно организованных для изучения языка национальных меньшинств и этнической культуры, латышский язык использовать не обязательно.
Латвийский комитет по правам человека считает, что возможности использования других языков указаны расплывчато, что дискриминирует национальные меньшинства по языку, а это запрещено Конституцией.
Тотальная латышизация
Как отметил сопредседатель ЛКПЧ, правозащитник Владимир Бузаев, облатышивание добралось не только до школ и частных вузов, о которых знают практически все, но и до детских садов, о чем, к сожалению, информации значительно меньше.
"В 2018 году на русских жителей Латвии навалилось столько всего плохого, что проблемы детских садов как-то остались для русской общины особо не замеченными", – отметил он.
"В конце ноября 2018 года кабинет министров принял очередные руководящие принципы по развитию дошкольного образования, – продолжил эксперт. – Предыдущие были изданы в 2012 году, и в них впервые появлялись элементы, согласно которым в русских детских садиках нужно разговаривать на латышском языке.
В новом документе, принятом после парламентских выборов, правительство Кучинскиса утвердило правила, в которых использование русского языка хотят еще больше сократить, и сколько его в итоге останется, совершенно непонятно".
По словам Бузаева, эти правила, относящиеся в том числе и к частным детским садам, подразумевают, что для детей в возрасте пяти лет основным языком общения в процессе игр должен являться латышский. Для ребят помладше общение на этом языке должно быть каждый день. А вот сколько времени останется на другие языки, в документе ничего не сказано, что может привести к их полному исключению из образовательного процесса.
То ли есть, то ли нет
Владимир Бузаев отметил, что в дошкольных учреждениях у детей вся жизнь проходит в играх.
"У них там кроме игр ничего нет – есть игровой образовательный процесс и процесс бытового общения, например, объяснить какой шкафчик малыша - с белочкой или с ромашкой. Однако новые правила не обязывают общаться с детьми в эти моменты ни на каких языках, кроме латышского", – заявил правозащитник, дав понять, что если воспитатель не захочет говорить с ребенком на русском языке, то он может этого и не делать.
Правда, Бузаев указал, что в принятом документе есть исключения: во время "специальных программ, обеспечивающих развитие национальной идентичности", можно разговаривать и на других языках. Но, как замечает эксперт: "Если образовательные игры должны быть в дошкольных учреждениях каждый день и целый день, как прямо написано в разных пунктах правил кабмина, то про частоту этих "специальных занятий" не написано вообще ничего. То есть сколько их должно быть, неизвестно".
Эксперт предположил, что конкретный детский садик, может быть, создаст специальную программу для нацменьшинств, потом ее лицензирует и аккредитует, тем самым даст возможность обучения не только на латышском языке, но и на родном. В то же время, по его словам, когда они это будут делать, ему совершенно непонятно.
"Поэтому никаких гарантий, что детей будут вообще обучать русскому языку – родному языку, что чрезвычайно важно для дошкольного развития ребенка – нет вообще", – подчеркнул он.
Страдающе дети
Владимир Бузаев считает, что окажется сильно сужено не только право на образование на родном языке, но и право обучения родному языку, а также и право общаться на нем.
"Дети все время играют, а там основной язык латышский, ясно, что право общения будет ограничено. С учетом того, что никаких тормозов не предусмотрено, все будет зависеть от конкретного учреждения, которые "побегут впереди паровоза", или от конкретной воспитательницы, у которой тоже тормозов не будет", – отметил Бузаев.
По его мнению, это является одной из причин, почему эти правила неконституционны, так как они являются расплывчатыми и не поддаются контролю.
"Родители все время на работе, а что им может объяснить трехлетний ребенок, постоянно возвращающийся из садика в слезах. Он же не сможет объяснить, чем его обидели, и в поданной нами жалобе этот пример включен, что прямо характеризует принятый кабмином документ", – сказал правозащитник.
Доказать факт дискриминации
Бузаев подчеркнул, что помимо детей, пострадавшими от новых норм могут быть и родители, ведь статья 110 Конституции Латвии гарантирует им право воспитывать своих детей. Также эксперт отметил и 114 статью Конституции, которая защищает права нацменьшинств на сохранение и развитие своего языка и культуры. Правда, по его словам, Латвия считает нацменьшинствами лишь тех, кто веками из поколения в поколение проживает на этой территории, но юристы ЛКПЧ нашли, как выйти из положения.
"Двое из подписавших жалобу являются потомственными гражданами, их предки живут здесь, чуть ли не с момента основания Риги, и все сплошь русские, чему есть доказательства – листы из переписи 1935 года и 1897 года. Среди подписавшихся есть и неграждане, и натурализованные граждане, потому что мы указали, что страдают они и их дети абсолютно одинаково. Поэтому если по заявке одних иск будет возбужден, а по заявке других нет, то это сама по себе дискриминация по принципу происхождения предков и по гражданству, на что прямо указывал юрист, а теперь уже президент Эгилс Левитс, в своем комментарии к 91 статье Конституции о запрете дискриминации", – указал правозащитник.
Вследствие этого он надеется, что поданная жалоба имеет хорошие шансы быть принятой и дело возбудят. Однако, по его словам, даже если жалобу отклонят, то все равно их усилия не окажутся напрасными.
"Кабинет министров посвятил обсуждению этого вопроса 38 секунд и рассматривал его один раз вместо положенных трех, так что теперь ему придется отчитываться и объясняться перед судом.
Ясно, что его представители будут говорить, что они хотят как лучше и если ребенок что-то не поймет, то с ним обязательно станут разговаривать по-русски, что будет отражено в протоколе. Но когда в детских садах начнутся реальные конфликты, все это можно будет предъявить в дальнейших судах", – резюмировал Бузаев.
Латвийский политик: инициатива запретить русский в детсадах - из зазеркалья>>