РИГА, 15 мар — Sputnik. О празднике торжества нацистской идеологии в Латвии, о "скрытом" послании латышей, о "хороших" и "плохих" русских и о том, почему законопроект о гражданстве для детей неграждан в политическом смысле имеет ничтожный вес, рассказал публицист и общественный деятель Владимир Линдерман в еженедельном обзоре политических событий для Sputnik Латвия.
Президент Латвии Раймондс Вейонис в преддверии выборов объявил о намерении в ближайшее время внести в Сейм инициативу об автоматическом предоставлении латвийского гражданства родившимся в Латвии детям неграждан. Вейонис и ранее предпринимал аналогичную попытку. Но в прошлый раз, в 2017 году, Сейм 12-го созыва инициативу отклонил.
Что означает решение Вейониса снова попытаться продвинуть инициативу о детях неграждан? Это пиар-ход, который поможет ему оставить свой след в истории Латвии, или искреннее желание помочь?
Дать или не дать копейку русским?
"Смысл инициативы в том, чтобы мы четче поняли, что националисты делятся на фанатиков и чуть более прагматичных. Суть вопроса - дать русским жителям Латвии одну копейку или не дать. Ведь совершенно не имеет политического значения, получат дети неграждан латвийское гражданство от рождения или нет. Фанатичные националисты против такого закона, видимо, потому, что не считают нужным давать русским поблажки, чтобы те не позарились на большее", - пояснил Линдерман.
Он отметил, что логику националистов понимает. Ведь, хотя само по себе решение давать детям неграждан гражданство значения и не имеет и не избавит русских Латвии от дискриминации, но может создать у них ощущение, что они не совсем чужие в Латвии, а власти страны не совсем русофобские.
По мнению Линдермана, заявление Вейониса об этой инициативе - это всего лишь послание русским, говорящее о том, что власть и о них думает иногда. В этом смысле, как считает Линдерман, радикальные националисты честнее - они открыто заявляют русским, что те не нужны Латвии вообще.
Видимо, пытаясь объяснить свою настойчивость в попытках проявить немного заботы о русских Латвии, Вейонис в интервью немецкому изданию Spiegel разделил русских латвийцев на тех, кто более-менее лоялен официальной Риге.
О "плохих" и "хороших" русских
В частности, тех русских, которые служили в Советской армии, президент назвал более подверженными российскому влиянию, нежели тех, чьи предки давно уже живут в Латвии. Вейонис, помимо этого, отметил, что русские, которые выходят на акции в защиту русских школ, делают это тоже под влиянием Кремля.
Теорию Вейониса о "плохих" и "хороших" русских Линдерман назвал попыткой создать ложную картину о русском сообществе Латвии. Ведь на самом деле внутри сообщества никто не разбирает, кто родился в какой семье. Более того, среди тех русских, чьи потомки живут в стране столетиями, возможно, больше радикально настроенных по отношению к латышской этнократии.
"Возможно, потому что у них нет комплекса гостя. Они чувствуют себя хозяевами, по крайней мере в Латгалии, в Риге. А те, кто приехал после вступления Латвии в СССР, может, у них этот комплекс иногда работает: они считают, что хозяевами Латвии являются латыши, а они - нет", - высказал мнение Линдерман.
Но, по его словам, желание все проблемы Латвии списать на Россию, на Кремль, вполне естественно. Ведь руководству любой страны не чуждо свои внутренние проблемы решать за счет внешнего вмешательства. Тем более, в Латвии из этого сделали генеральную линию в политике. Но проблема все равно остается внутренней.
В качестве примера Линдерман привел закон, запрещающий негражданам Латвии ношение огнестрельного оружия. "Это, что, президент России Владимир Путин придумал или журналист Дмитрий Киселев?" - задал риторический вопрос Линдерман.
Публицист также заметил, что Вейонису вряд ли что-то поможет удержаться на посту президента Латвии, никакие заявления и шаги этому не смогут поспособствовать. На его место политики твердо намерены поставить Эгилса Левитса, и, скорее всего, так и будет.
Уйти также придется, видимо, и рижскому мэру Нилу Ушакову. По словам Линдермана, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) серьезно копает под него. Линдерман заметил, что не может вспомнить другого аналогичного случая, когда KNAB проявляло бы такую активность. При этом латвийские власти пытаются сделать все, чтобы ни Ушаков, ни его партия "Согласие" не смогли сохранить за собой места и влияние в Рижской думе.
Линдерман считает, что кампания против Ушакова - не временное событие, а дело, которое будет доведено до конца.
Латвия на двух стульях
Между тем в Риге в субботу, 16 марта, состоится марш легионеров СС. Касательно этого события Линдерман заметил, что люди в большинстве не знают, как возник этот "праздник" и слепо доверяют той версии, которую придумали сами латышские эсэсовцы.
"Я думаю, что этот день восходит ко Дню памяти павших героев, который отмечался в нацистской Германии. Вероятно, этот день отмечался в эсэсовских частях. А Daugavas Vanagi переняли эту традицию. Фактически в этом году эсэсовцы и их молодые духовные потомки отмечают 80-летие праздника, который ввел Адольф Гитлер. Это совершенно беспрецендентно, когда на территории Европы празднуется праздник Гитлера", - заметил Линдерман.
Тем не менее публицист сказал, что для части правящих политиков Латвии 16 марта - не очень удобная дата, поскольку она омрачает образ Латвии и нарушает контакты с Европой. Выходит, что с одной стороны - они зависимы от избирателей, с другой - от мнения Запада, поэтому они пытаются усидеть на двух стульях.
Таким образом Линдерман прокомментировал обращение премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша к министрам. Кариньш ранее призвал их не появляться 16 марта у памятника Свободы, а отмечать этот день на Братском кладбище в Лестене.
Премьер также подчеркивал, что день, когда Латвия чтит память своих павших воинов, - 11 ноября.
Кроме того, начальник Госполиции Интс Кюзис обращался с подобной просьбой к обычным латвийцам. Он попросил всех желающих посмотреть на марш легионеров, чтоб они не создавали на мероприятии толпу.