РИГА, 19 окт — Sputnik, Андрей Солопенко. Латвийская избирательная система позволяет гражданам, голосующим на выборах, поддержать наиболее понравившихся кандидатов, ставя им плюсы. А также помешать получить депутатский мандат нелюбимым, вычеркнув их фамилию, что демонстрирует сплоченность или внутреннюю конкуренцию в партиях.
На следующий день после парламентских выборов, которые прошли в Латвии 6 октября, в СМИ стала появляться информация о том, сколько кандидаты в депутаты набрали плюсов и вычеркиваний.
Любит не любит
Абсолютным рекордсменом стал Вячеслав Домбровский, получивший почти 35 тысяч плюсов. А лидером по числу вычеркиваний оказался министр юстиции Дзинтарс Расначс – избиратели Национального объединения более 5 тысяч раз вычеркнули его фамилию и не дали ему возможности переизбраться в 13-й Сейм.
Однако думается, что такой подсчет плюсов и вычеркиваний немного некорректен, ведь эти тысячи в значительной степени зависят от количества голосов, отданных за список в округе, а не от заслуг самого кандидата.
Например, в Латгале у последнего кандидата от "Согласия" Эйнарса Юркевичса почти на тысячу плюсов больше, чем у лидера списка "Для развития/ За!" Мартиньша Бондарса. Однако это совсем не означает, что первый популярнее второго. Или же у лидера видземского списка "Для развития/ За!" Артиса Пабрикса почти в два раза больше вычеркиваний, чем у того же Юркевичса. Но именно Пабрикс принес своей партии победу, получив больше всего плюсов в списке.
Поэтому корректнее рассчитывать плюсы и вычеркивания кандидатов относительно количества голосов, отданных за список в соответствующем избирательном округе. Тогда и можно будет увидеть наиболее любимых и нелюбимых сторонниками партий политиков.
Фавориты избирателей
В таком случае самым популярным среди своих избирателей является лидер партии KPV LV Артусс Кайминьш. Будучи первым номером списка в Риге, он получил 66,7% плюсов, то есть двое из трех сторонников KPV LV в столице особо отметили его заслуги. Также популярен и член "Нового Единства" Эдгарс Ринкевичс. Плюс ему поставили 52% избирателей, проголосовавших за эту политическую силу в Риге, что ясно показывает его авторитет.
В то же время, если анализировать не только прошедшие в Сейм списки, но и те, которые набрали больше 3%, то Ринкевичс окажется только на третьем месте. По удельному весу плюсов в столице его обогнал депутат Европарламента и первый номер рижского списка Русского союза Латвии (РСЛ) Андрей Мамыкин. Он получил 58,5% положительных отметок, что говорит о высоком доверии, которое оказали ему избиратели РСЛ.
У остальных партий популярные кандидаты оказались в Видземе, где особо выделился Янис Борданс. Ему плюс поставили 51,8% граждан, решивших подать свой голос за Новую консервативную партию (НКП).
Лидеры списков других политических сил, популярных у латышского электората, получили меньше половины плюсов, что показывает не такую уж и сильную поддержку их сторонников.
Относительно популярные
Лишь 46% плюсов досталось лидеру Нацблока Райвису Дзинтарсу и Эдвардсу Смилтенсу, представляющему Региональное объединение, которое осталось за бортом Сейма.
В свою очередь, лидеры списков "Для развития/ За!" и Союза зеленых и крестьян (СЗК) получили еще меньше. Артиса Пабрикса особо выделили только 43% сторонников, а Мариса Кучинскиса – 42%, что говорит об отсутствии в этих партиях исключительно популярных политиков.
Также нет ярких лидеров и у "Согласия". И пусть Вячеслав Домбровский получил самое большое число плюсов, однако относительно количества голосов, поданных за список, их оказалось не так и много. Только 39,3% рижан, проголосовавших за эту политическую силу, поставили ему плюс. Это наихудший результат среди лидеров девяти наиболее популярных партийных списков, принявших участие в выборах.
Интересно, что по удельному весу плюсов Домбровского даже немного опередил другой кандидат от "Согласия" Валерий Агешин. Баллотируясь по Курземскому избирательному округу, он получил 39,7% плюсов, переместившись со второго на первое место. Однако Агешин также получил и 5,4% вычеркиваний, поэтому наиболее популярным политиком от "Согласия" в итоге все же остался Домбровский.
Короли вычеркиваний
Если говорить о самых непопулярных кандидатах, то их ряды возглавила Илзе Винькеле. Будучи лидером списка "Для развития/ За!" в Земгале, она получила 22,4% вычеркиваний у избирателей, проголосовавших за данную политическую силу в регионе. В итоге с первого места, гарантировавшего ей избрание в парламент, она переместилась на последнее и лишилась всяких шансов на депутатский мандат.
Также на последних местах оказались депутат Сейма от СЗК Валдис Калнозолс, министр юстиции Дзинтарс Расначс, баллотировавшийся от Нацблока и парламентарий от "Единства" Вейко Сполитис, ставшие самыми нелюбимыми кандидатами от своих партий. Видимо, избиратели припомнили Расначу скандал с администраторами неплатежеспособности, Сполитису - вождение в нетрезвом виде, а Калнозолсу – различные проблемы с законом.
Значительное количество вычеркиваний (по 18%) получили и многолетние депутаты Сейма от СЗК – Аугустс Бригманис и Нацблока – Имантс Парадниекс, баллотировавшиеся по Земгале. Но следует отметить, что у обоих кандидатов имеется и большое число плюсов, поэтому если кто-то из их коллег по списку получит министерский пост или же откажется от депутатского мандата, то они вполне могут продолжить работу в парламенте.
В "Союзе" нет союза
Если рассчитать общий удельный вес вычеркиваний, то можно вычислить каким политическим силам достались наиболее критичные к кандидатам избиратели, и в каких списках наблюдается жесткая внутренняя конкуренция.
Наиболее конфликтным оказался СЗК. Данное объединение существует уже 16 лет и включает в себя Крестьянский союз и "Зеленую партию", которые так и не могут договориться.
Средний процент вычеркиваний на округ у СЗК составляет примерно 8%, причем в Латгале этот показатель значительно выше. Интересно, что по сравнению с прошлыми выборами в Сейм, в 2014 году, доля вычеркиваний внутри списка даже увеличилась. Видимо, статус премьерской партии и желание сохранить власть способствовали росту конкуренции.
Высокий процент вычеркиваний остался и в "Новом Единстве", правда, здесь за четыре года ситуация немного улучшилась. После ухода многих членов партии в другие политические силы, "Новое Единство" наконец-то смогло вернуть часть своего внутреннего единства. Но возникает вопрос, надолго ли, и не вернется ли эта партия к своим обычным склокам, ведь ее влияние сильно уменьшилось, а желающие получить теплые места остались.
В "Согласии" царит согласие
В то же время оставшиеся крупные политические силы могут похвастаться сплоченностью, которую среди опытных латышских партий лучше всего демонстрирует Нацобъединение. Их избиратель един в своих национальных установках.
И у "Согласия" тоже доброжелательный электорат. Уже который раз партия стабильно демонстрирует наименьший процент вычеркиваний на выборах, что говорит о согласии в рядах этой политической силы. Или можно предположить, что их сторонникам просто неизвестны многие выбранные депутаты.
Кроме того, довольно низкий процент вычеркиваний у партий-новичков, что логично, так как их избиратели еще не успели как следует узнать их представителей.
Однако не исключено, что на следующих выборах внутренняя конкуренция в списках может усилиться. Ведь как в KPV LV, так и в Новой консервативной партии собрались очень разные люди, а партии, входящие в объединение "Для развития/ За!", настолько отличаются, что противоречий им не избежать.