РИГА, 8 фев — Sputnik, Виктор Петровский. Президент Латвии Раймонд Вейонис стал первым главой государства, который оказался на операционном столе. До этого действующие руководители Латвии тоже попадали в больницу, но по менее серьезным поводам.
Стресс-тест
Госпитализация Вейониса стала своеобразным стресс-тестом для латвийской политики: президент "выпал из игры" в самый неподходящий момент, когда страна осталась без правительства. В отставку ушла Лаймдота Страуюма, командовавшая кабмином два последних года.
Глава государства отправился в больницу сразу после того, как назвал кандидатом на пост премьера Мариса Кучинскиса. Процесс пошел, начались переговоры, но контролировать их глава государства уже был не в состоянии.
В обществе тем временем начались спекуляции, которые с радостью подхватили и некоторые СМИ. Кто-то даже предположил, что главу государства могли отравить, поскольку он мешал распределению портфелей в формирующемся правительстве. Слухи эти в итоге не подтвердились, но сторонники теории заговоров здорово оживились.
Затем президента перевели в кардиологическое отделение больницы им. Страдыня на другом конце города. Списывать все на сезонный вирус больше было невозможно. Канцелярия президента решила "приоткрыть завесу тайны" заявив, что из-за сепсиса президенту требуется экстренная операция на сердце. Новая информация оказалась шокирующей: Вейонису всего 50 лет, он молод, полон сил, только вступил в должность — и такая неприятность.
Чуть позже выяснилась и еще одна подробность: у президента был врожденный порок сердца.
Латвийцы взорвали социальные сети, желая президенту скорейшего выздоровления: в здание больницы Страдыня, где лежит президент, понесли цветы и открытки. Отреагировали и иностранные лидеры, написавшие Вейонису слова поддержки в Facebook и Twitter. У кардиологического корпуса столпились журналисты.
Все тайное становится явным
Обнародование данных о состоянии здоровья президента спровоцировало дискуссию в экспертном сообществе: какую информацию о здоровье главы государства и в каком объеме следует предоставлять СМИ.
Противники обнародования информации о состоянии здоровья главы государства указывали на то, что президент — прежде всего человек, и его здоровье является интимной сферой, знать о которой всем вокруг вовсе не обязательно.
Дискуссия вышла и в народ — о болезни президента заговорили в общественном транспорте и супермаркетах. Глава государства вытеснил из "народной повестки" тему беженцев, сирийский конфликт и внутренние экономические проблемы.
"Жаль его, нормальный мужик, к русским неплохо относится", — пожилая женщина в трамвае седьмого маршрута, который следует из центра Риги в населенный преимущественно русскоязычными район Кенгарагс, довольно громко обсуждает эту тему со своей приятельницей. "Да он сам наполовину русский по маме, во Пскове родился", — отвечает та.
Раймондс Вейонис действительно полукровка: мать — русская, отец — латыш. Отец Вейониса был военным. Познакомились его родители в конце 1960-х в Пскове. В этом российском городе и родился будущий президент Латвии.
Свои русские корни Вейонис никогда не скрывал. Более того, он ими гордится. Говорит, что от латышей ему досталась сдержанность, а от русских — открытость. И эти качества дополняют друг друга.
"Заигрывание с русскими" стало причиной нападок на него со стороны националистов. Подобные упреки в свое время, например, заставили Валдиса Затлерса отказаться от русского языка во время своего президентства.
"Вейонис — человек добрый, не равнодушный, за годы работы в правительстве он не оброс броней и не научился избегать "переживаний", — так описывают особенности характера латвийского президента люди, которые с ним хорошо знакомы.
Президент не уходит в отставку!
В парламентских кулуарах тем временем стали рассуждать о возможной отставке Вейониса. Эта тема стала доминировать в "курилке" — верный признак того, что дело серьезное. Масла в огонь подливали врачи — по их прогнозам, восстановительный процесс после операции может занять до двух лет.
"В Конституции и других законах не прописано, как долго президент Латвии может отсутствовать по болезни", — прокомментировала возможность отставки президента его советник по законодательным и юридическим вопросам Кристине Яунземе.
Она также проинформировала, что в Конституции есть пункт об освобождении президента от должности: "Соответствующее предложение должны внести не менее половины депутатов Сейма, а проголосовать за него — не менее двух третей. Пока нет никаких оснований говорить о такой возможности", — сказала советник.
Сам Вейонис, впрочем, сдаваться не собирается и с должности уходить не намерен. Спустя полторы недели после операции он впервые выступил перед камерой. С больничной койки из палаты интенсивной терапии, со слезами на глазах.
Глава государства отметил, что, несмотря на состояние здоровья, он регулярно связывается с кандидатом в премьер-министры Марисом Кучинскисом и следит за процессом.
Впрочем, нет худа без добра. Болезнь президента на какое-то время объединила расколотое латвийское общество. В этой истории не было русских и латышей — комментарии с пожеланиями выздоровления главе государства публиковались на разных языках. В ней не было политики, интриг и сфер влияния. В центре внимания — человек и его сердце.