РИГА, 25 янв — Sputnik, Марина Петрова. После известия об экстренной госпитализации президента Латвии Раймондса Вейониса в обществе сразу возникла дискуссия: имеет ли право президент на тайну личной жизни и должна ли его администрация обнародовать диагноз. Но уже на следующий день появилось информация о том, что Вейонис помещен в отделение кардиологии Клинической университетской больницы имени Страдыня.
Следите за новостями о состоянии здоровья президента Вейониса в сюжете Sputnik Латвия >>
Еще через день появились подробности: у президента обнаружили септическую инфекцию, которая затронула клапаны сердца. Главе государства была сделана срочная операция, инфицированный клапан заменен протезом. Врачи признали: выздоровление и реабилитация могут занять значительное время. Как долго, точно неизвестно, но, возможно, больше года.
Безвластие?
После того как состояние Раймондса Вейониса стабилизировалось, в обществе открылась другая дискуссия: есть ли в стране полноценный президент, какие функции он исполнять может, а какие — нет.
А вот относительно раздела министерских портфелей между партиями будущей коалиции до сих пор нет консенсуса. Теоретически в переговорах мог бы участвовать президент, однако по понятным причинам он этого не делает. Так не приведет ли затянувшаяся болезнь Раймондса Вейониса к политическому кризису? И не получается ли так, что реальная власть в стране теперь принадлежит исполняющему обязанности президента представителю националистической партии, спикеру Сейма Инаре Мурниеце?
Канцелярия главы государства уже сообщила, что спикер и раньше выполняла функции президента — то есть, ничего нового сейчас не происходит. Что случится, если процесс выздоровления затянется, в канцелярии не уточняют.
Нынешнее положение может сохраняться сколь угодно долго и многое зависит от воли самого президента и депутатов парламента, утверждает эксперт по конституционному праву и бывший советник Юридического бюро Сейма Эдгарс Пастарс.
"В некоторых странах, например, в Эстонии, оговорено, что именно может делать спикер парламента. У нас этого четко в законе не прописано, как и то, сколько времени президент может находиться на больничном. В Латвии президент может быть на больничном столько времени, сколько парламент готов это терпеть. Месяц, три месяца, полгода, год — это зависит от парламента. Сейм имеет право снять его с должности, но только если у парламента есть на то основания. Думаю, что до этого не дойдет. В таких случаях президент сам знает, сможет ли он работать полноценно или нет", — говорит он Sputnik Латвия.
"Спикер просто выполняет некоторые его функции, если это срочно необходимо, а сам глава государства не может выполнить их физически. А таких функций на практике очень мало: работа с текущими документами, в том числе и секретными, провозглашение законов, подписание международных документов, но таких на данный момент не очень много, аккредитация послов иностранных государств.
Конечно, в экстренных случаях, когда, например, на Латвию нападает враг, а президент недееспособен, то его функцию выполняет спикер. Нужно подождать несколько недель и посмотреть, в каком состоянии будет президент и какие решения он сможет или не может принимать", — говорит Пастарс.
Долгая реабилитация
Описанный порядок приемлем в ситуации, когда президент заболел, например, на несколько месяцев. Однако, учитывая публичные заявления врачей, в случае с Вейонисом реабилитация может и больше времени. Какова будет юридическая процедура при столь пессимистическом сценарии, эксперты точно не знают — прецедентов пока не было.
По словам Пастарса, депутаты могут снять с должности главу государства — для этого нужно две трети голосов парламентариев. В таком случае проводится новое голосование в Сейме (который назначает президента), и должность главы государства занимает другой человек. Заболевший президент и сам может инициировать эту процедуру, если понимает, что не справляется с обязанностями. Однако, по словам эксперта, обсуждать оба эти сценария пока преждевременно.
А вот вопрос широты полномочий спикера Сейма в условиях затяжной болезни президента — вопрос открытый и крайне актуальный.
Что, к примеру, будет, если президент останется в больнице на год, а Марис Кучинскис так и не сможет сформировать новое правительство? Может ли и.о. президента, то есть спикер Сейма Инара Мурниеце, взять инициативу в свои руки и номинировать на должность премьер-министра другого человека? Тут среди экспертов единогласия нет.
Однако c этим мнением не все согласны. Бурная дискуссия развернулась между Эдгарсом Пастарсом и политтехнологом Юргисом Лиепниексом в социальной сети Twitter. Лиепниекс не нашел в конституции статьи, ограничивающей полномочия спикера Сейма как исполняющего обязанности президента. По его мнению, это дает повод думать, что таких ограничений нет, а и.о. президента может делать все то же самое, что президент.
"Если бы и.о. президента не имел права назначить премьер-министра, то большинство Сейма не имело бы возможности реализовать свою волю", — написал Юргис Лиепниекс.
LV ir bijuši gad, kad ministru un ministru prezidenta aizvietotāji ir pieņēmuši lēmumus labi zinot, ka paši aizvietotie tādus nekad nebūtu.
— Jurģis Liepnieks (@JurgisLiepnieks) 21 января 2016
Экс-депутат Сейма, юрист Юрий Соколовский также допускает вероятность того, что в случае длительного отсутствия президента его и.о. может фактически управлять государством — в том числе номинировать нового премьера.
"Если Мариса Кучинскиса Сейм не утвердит, то возникнет конфликт интересов, поскольку формально функция назначать следующего кандидата на должность премьера переходит к Инаре Мурниеце, которая является представителем "Национального объединения" и ее вряд ли можно назвать непредвзятой", — говорит эксперт.
В Латвии не сталкивались с длительным отсутствием дееспособного президента ни в начале 90-х, ни во время первой независимости в 1920-30-х годах. Поэтому, видимо, этот вопрос будет решаться при участии судей Конституционного суда, которые будут заниматься трактовкой основного закона, считает Соколовский.
То ли кризиса не будет, то ли он уже есть
Но если в стране нет ни полностью дееспособного главы государства, ни полностью дееспособного правительства, а на экспертном уровне толком не знают, как ситуация может развиваться, то это ли не политический кризис?
По словам Юрия Соколовского, страна уже пребывает в состоянии кризиса как минимум месяц и в будущем возможно осложнение ситуации. "Прошлое правительство пало, нового до сих пор нет. Партия "Единство", которая долгие годы формировала правительство, раскололась на несколько групп и это вызвало продолжительный правительственный кризис в Латвии. Выборы нового президента могут вызвать очередной раскол в правящей коалиции, которая и так недостаточно дружна", — считает Соколовский.
В оппозиции уверены: правящие партии сами спровоцировали этот хаос нежеланием привлекать оппозиционных депутатов к управлению страной.
Это чисто парламентская проблема — нежелание прислушаться к здравому смыслы и допустить до формирования правительства крупнейшую русскоязычную фракцию "Согласие", которая контролирует 23% парламента, и две малые партии, которые в общей сложности тоже занимают 15% мест", — заявил Sputnik депутат от "Согласия", член президиума Сейма Андрей Клементьев.
Коалиционные депутаты, в свою очередь, уверены, что кризиса нет и не будет, а президент, несмотря на болезнь, вполне дееспособен и может влиять на процессы в стране.
"В нашем случае болезнь президента и проведенная ему операция на сердце никак не ограничивают его в возможностях и способностях принимать решения. Он не находится в интенсивной терапии, он подключен ко всем необходимым системам, может разговаривать, все нормально. Президент может принимать решения и в больнице, но он не может участвовать в переговорах с политическими силами.
Представленные в Сейме политические партии в сложившейся ситуации должны еще интенсивнее работать, чтобы правительство Латвии было как можно быстрее утверждено. Если президент увидит, что этот процесс идет неправильно и не в том направлении, то тогда он может распустить Сейм", — говорит глава "Союза зеленых и крестьян" Арманд Краузе.