О том, что такое инфекционный эндокардит и чем он опасен, Sputnik Латвия рассказала кардиолог, кандидат медицинских наук Ирина Уразовская.
— Само заболевание находится на стыке специальностей – им занимаются не только кардиологи, но и микробиологи, и сердечные хирурги, и инфекционисты, потому что в основе, как правило, лежит инфекция. Любой агент, который вызывает те или иные инфекции, может попасть в кровоток и при септическом процессе поразить клапаны сердца. Кстати, в прошлом году появились европейские нормативы по лечению инфекционного эндокардита. Это говорит о том, что проблема достаточно актуальная, но золотого стандарта лечения не существует.
Самая большая проблема – вовремя диагностировать болезнь и, если есть необходимость, вовремя прооперировать пациента. Как правило, если человек не знает, что у него какая-то проблема с клапаном или не обращается вовремя к врачу, бывает, что клапан распадается за считанные часы. Инфекция настолько агрессивна, что начинается массивный оттек легких, да так, что человека трудно спасти. Поэтому если врачебная команда срабатывает вовремя, все в итоге налаживается.
- Если речь идет не о простом человеке, а, скажем, о политике, общественном деятеле, может ли он оставаться на своем посту?
— Да, безусловно. В принципе, клапанные операции сегодня являются достаточно рутинными. Если раньше, лет 20 назад, это было что-то из разряда фантастики, то сейчас клапаны меняют даже без открытия грудной клетки, при закрытом доступе. Просто когда ситуация острая и есть инфекционный процесс, то, естественно, операцию проводят на "открытом сердце". Это не значит, что человек на всю оставшуюся жизнь становится инвалидом и больше не может работать. Это так же, как, например, после операции шунтирования через неделю человек может выходить на работу.
- А, скажем, частые авиаперелеты, встречи и прочая активная деятельность не противопоказаны?
— Абсолютно нет. Современные искусственные клапаны, которые устанавливаются пациентам, при адекватном наблюдении и лекарственной терапии ничему не мешают. Представляете, скольким людям ставят искусственные клапаны?! И они продолжают вести активный образ жизни.
- Нужно ли информировать общество о состоянии здоровья пациента, о том, как ему проведена операция, если это не простой человек, а лицо, от которого многое зависит в стране?
— На мой, врачебный взгляд любой человек имеет право не информировать даже близких о своем диагнозе, не говоря уже о всей стране. Существуют понятия об этике, поэтому врачи в первую очередь, находятся на стороне пациента.