https://lv.sputniknews.ru/20210429/Bolshaya-neopredelennost-Minfin-o-razvitii-ekonomiki-do-2024-goda-15590507.html
Большая неопределенность: Минфин о развитии экономики до 2024 года
Большая неопределенность: Минфин о развитии экономики до 2024 года
Sputnik Латвия
Базовый сценарий развития экономики Латвии предполагает массовую вакцинацию населения до конца лета и исключает осеннюю волну COVID-19 29.04.2021, Sputnik Латвия
2021-04-29T10:45+0300
2021-04-29T10:45+0300
2021-04-29T11:16+0300
новости латвии
новости экономики латвии
латвия
минэкономики латвии
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/700/23/7002399_0:0:1401:788_1920x0_80_0_0_41e4d7bbfc7568c2ffc8baf93f796740.jpg
РИГА, 29 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Бюджетно-финансовая комиссия Сейма рассмотрела Программу стабильности, подготовленную министерством финансов на период до 2024 года. В документе содержатся прогнозы развития экономики страны.Министр финансов Янис Рейрс, представляя программу депутатам Сейма, назвал ее "стартовым выстрелом" для подготовки бюджета на 2022 год и среднесрочного бюджета на 2023-2024 годы. В апреле подобные программы подали в Еврокомиссию все страны - участницы ЕС. Программа готовилась в условиях второй волны пандемии, и хотя неизвестности стало меньше, чем весной прошлого года, когда COVID-19 только набирал обороты, неопределенность по-прежнему остается. Сохраняется вероятность того, что ограничительные мероприятия, мешающие экономической активности, останутся в силе, темпы вакцинации будут недостаточными, что повлечет и экономические последствия.Вакцинация - двигатель экономики?Министерство финансов подготовило два сценария развития: базовый и пессимистический. В первом случае программа основывается на двух допущениях: первое – массовая вакцинация пройдет в соответствии с планами правительства, и до конца лета будет привито 70% жителей страны; второе, как следствие, новой волны COVID-19 осенью не будет. Если все пройдет именно так, то экономического роста можно ожидать уже в третьем квартале этого года.Рост экономики в 2021 году будет обеспечен как за счет роста частного потребления (+4%), так и прироста инвестиций и экспорта, соответственно, на 4,1% и 4,3%. Речь идет о существенном приросте инвестиций в том числе со стороны структурных фондов Евросоюза, финансирования проекта Rail Balticа и денег, выделяемых по программе Механизма оздоровления и устойчивости Европы.Снижение ВВП Латвии в 2020 году составило 3,6% от ВВП, что значительно меньше, нежели прогнозировалось в начале прошлого года. Уже в 2021 году планируется прирост ВВП в размере 3%, а в 2022 году – даже на 4,5%.Инфляция и госдолг – кто кого?Госдолг по-прежнему останется на высоком уровне. В 2020 году он достиг 43,5% от ВВП, что на 6% больше, чем годом ранее, однако на 8% меньше, чем было заложено в прошлогодней Программе стабильности. В 2021 году правительство будет продолжать мероприятия по поддержке народного хозяйства и населения, и это увеличит госдолг до 48,9% от ВВП в 2021 году и до 50,3% - в 2022-м. Прогнозы Минфина предполагают также, что в 2021 году ожидается более стремительный рост потребительских цен и инфляции. Если в 2020 году показатель инфляции составлял 0,7%, то в 2021 году он составит 1,3%. Инфляция по ЕС вырастет с 0,3% до 1,4%.В 2020 году низкий уровень инфляции главным образом был обусловлен низкими ценами на энергоресурсы в мире, однако в 2021 году тенденции, видимо, поменяются. На рост инфляции повлияет и постепенное увеличение оплаты труда. Прирост среднемесячной оплаты труда в 2021 году прогнозируется на уровне 4%, в 2022 году – до 5% и примерно в тех же темпах до 2024 года. Уровень безработицы в этом году еще вырастет до 8,3%, но уже в 2022 году снизится до 7,1% от общего числа экономически активных жителей.Комментируя ситуацию с инфляцией и госдолгом, член бюджетно-финансовой комиссии, депутат Вячеслав Домбровский отметил, что расходы на обслуживания госдолга в среднесрочных прогнозах Минфина никак "не вяжутся" с прогнозами инфляции. Поскольку процентные ставки по обслуживанию госдолга никак не будут ниже инфляционных ставок. Если в 2023-2026 гг. стране предстоит рефинансировать 5-6 миллиардов евро, явно новые займы будут получены уже по более высоким процентным ставкам. Иными словами, расходы на обслуживание долга вырастут как минимум с 2023 года.Неблагоприятный сценарийВ случае неблагоприятного развития событий – продления ограничительных мер – внутреннее потребление, по сравнению с базовым сценарием, может упасть на 7,2% и 4% в 2021 и 2022 годах соответственно. Сократятся доходы домашних хозяйств, упадет уровень занятости, и к 2021 году можно ожидать волну банкротств среди предприятий, внутренние ресурсы которых будут окончательно исчерпаны. Следовательно, кривая безработицы поползет вверх и увеличатся бюджетные расходы на выплаты пособий. Впрочем, даже при пессимистичном сценарии, темпы роста экономики в 2021 и 2022 годах замедлятся, по сравнению с базовым сценарием, на 3% и 0,3% соответственно.Упадут доходы домашних хозяйств, что может выразиться и в снижении занятости, и в волне банкротств предприятий в конце 2021 года.Риски и опасностиГлавные риски неблагоприятного развития ситуации, по оценкам Минфина, связаны в первую очередь с неисполнением плана вакцинации, разработанного Минздравом. Например, из-за нехватки вакцин или недостаточной активности населения. Однако возможно и то, что мутация вируса может вызвать новую волну пандемии – с октября 2021 года. В этом случае правительство вынуждено будет продлить ограничения, которые не только затормозят экономический рост, но и вызовут банкротство предприятий, оставленных без должной поддержки, а также будут способствовать росту теневой экономики.Говоря по отраслям, гостиничный бизнес и общепит, согласно оценке представителя министерства финансов Инты Васараудзе, еще долгие годы будут преодолевать последствия кризиса. Тогда как строительную отрасль опасность ожидает совсем с другой стороны: она может столкнуться с нехваткой мощностей при попытке реализовать крупные строительные проекты, намеченные правительством.К числу внешних негативных факторов Минфин относит высокую геополитическую неопределенность в регионе, "которая может ограничивать экономическое развитие". Комментируя "внешние факторы", член комиссии Сейма, депутат Александр Кирштейнс отметил, что в прогнозе Минфина отсутствует такая внешнеполитическая переменная, как торговые отношения между Китаем и США, которые в не меньшей степени влияют на экономику ЕС, значит, и Латвии.Отметим, что "геополитическая неопределенность" негативно влияла на экономику Латвии задолго до начала COVID-19. В значительной степени этот фактор, в отличие от пандемии, может регулироваться усилиями латвийского правительства. Однако пока усилия, судя по всему, направлены как раз на замедление темпов роста экономики.
https://lv.sputniknews.ru/20210315/Shvetsova-nazvala-dva-usloviya-uspeshnogo-ozdorovleniya-ekonomiki-Latvia-15327761.html
https://lv.sputniknews.ru/20210312/Premer-vspomnil-promyshlennosti-zarabotaet-li-plan-ozdorovleniya-ekonomiki-Latvii-15313275.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/700/23/7002399_174:0:1225:788_1920x0_80_0_0_7124a099341457c5413d7a89ac17df79.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, новости экономики латвии, латвия, минэкономики латвии
новости латвии, новости экономики латвии, латвия, минэкономики латвии
Большая неопределенность: Минфин о развитии экономики до 2024 года
10:45 29.04.2021 (обновлено: 11:16 29.04.2021) Базовый сценарий развития экономики Латвии предполагает массовую вакцинацию населения до конца лета и исключает осеннюю волну COVID-19
РИГА, 29 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Бюджетно-финансовая комиссия Сейма рассмотрела Программу стабильности, подготовленную министерством финансов на период до 2024 года. В документе содержатся прогнозы развития экономики страны.
Министр финансов Янис Рейрс, представляя программу депутатам Сейма, назвал ее "стартовым выстрелом" для подготовки бюджета на 2022 год и среднесрочного бюджета на 2023-2024 годы. В апреле подобные программы подали в Еврокомиссию все страны - участницы ЕС. Программа готовилась в условиях второй волны пандемии, и хотя неизвестности стало меньше, чем весной прошлого года, когда COVID-19 только набирал обороты, неопределенность по-прежнему остается. Сохраняется вероятность того, что ограничительные мероприятия, мешающие экономической активности, останутся в силе, темпы вакцинации будут недостаточными, что повлечет и экономические последствия.
Вакцинация - двигатель экономики?
Министерство финансов подготовило два сценария развития: базовый и пессимистический. В первом случае программа основывается на двух допущениях: первое – массовая вакцинация пройдет в соответствии с планами правительства, и до конца лета будет привито 70% жителей страны; второе, как следствие, новой волны COVID-19 осенью не будет. Если все пройдет именно так, то экономического роста можно ожидать уже в третьем квартале этого года.
Рост экономики в 2021 году будет обеспечен как за счет роста частного потребления (+4%), так и прироста инвестиций и экспорта, соответственно, на 4,1% и 4,3%. Речь идет о существенном приросте инвестиций в том числе со стороны структурных фондов Евросоюза, финансирования проекта Rail Balticа и денег, выделяемых по программе Механизма оздоровления и устойчивости Европы.
Снижение ВВП Латвии в 2020 году составило 3,6% от ВВП, что значительно меньше, нежели прогнозировалось в начале прошлого года. Уже в 2021 году планируется прирост ВВП в размере 3%, а в 2022 году – даже на 4,5%.
Инфляция и госдолг – кто кого?
Госдолг по-прежнему останется на высоком уровне. В 2020 году он достиг 43,5% от ВВП, что на 6% больше, чем годом ранее, однако на 8% меньше, чем было заложено в прошлогодней Программе стабильности. В 2021 году правительство будет продолжать мероприятия по поддержке народного хозяйства и населения, и это увеличит госдолг до 48,9% от ВВП в 2021 году и до 50,3% - в 2022-м. Прогнозы Минфина предполагают также, что в 2021 году ожидается более стремительный рост потребительских цен и инфляции. Если в 2020 году показатель инфляции составлял 0,7%, то в 2021 году он составит 1,3%. Инфляция по ЕС вырастет с 0,3% до 1,4%.
В 2020 году низкий уровень инфляции главным образом был обусловлен низкими ценами на энергоресурсы в мире, однако в 2021 году тенденции, видимо, поменяются. На рост инфляции повлияет и постепенное увеличение оплаты труда. Прирост среднемесячной оплаты труда в 2021 году прогнозируется на уровне 4%, в 2022 году – до 5% и примерно в тех же темпах до 2024 года. Уровень безработицы в этом году еще вырастет до 8,3%, но уже в 2022 году снизится до 7,1% от общего числа экономически активных жителей.
Комментируя ситуацию с инфляцией и госдолгом, член бюджетно-финансовой комиссии, депутат Вячеслав Домбровский отметил, что расходы на обслуживания госдолга в среднесрочных прогнозах Минфина никак "не вяжутся" с прогнозами инфляции. Поскольку процентные ставки по обслуживанию госдолга никак не будут ниже инфляционных ставок. Если в 2023-2026 гг. стране предстоит рефинансировать 5-6 миллиардов евро, явно новые займы будут получены уже по более высоким процентным ставкам. Иными словами, расходы на обслуживание долга вырастут как минимум с 2023 года.
В случае неблагоприятного развития событий – продления ограничительных мер – внутреннее потребление, по сравнению с базовым сценарием, может упасть на 7,2% и 4% в 2021 и 2022 годах соответственно. Сократятся доходы домашних хозяйств, упадет уровень занятости, и к 2021 году можно ожидать волну банкротств среди предприятий, внутренние ресурсы которых будут окончательно исчерпаны. Следовательно, кривая безработицы поползет вверх и увеличатся бюджетные расходы на выплаты пособий. Впрочем, даже при пессимистичном сценарии, темпы роста экономики в 2021 и 2022 годах замедлятся, по сравнению с базовым сценарием, на 3% и 0,3% соответственно.
Упадут доходы домашних хозяйств, что может выразиться и в снижении занятости, и в волне банкротств предприятий в конце 2021 года.
Главные риски неблагоприятного развития ситуации, по оценкам Минфина, связаны в первую очередь с неисполнением плана вакцинации, разработанного Минздравом. Например, из-за нехватки вакцин или недостаточной активности населения. Однако возможно и то, что мутация вируса может вызвать новую волну пандемии – с октября 2021 года. В этом случае правительство вынуждено будет продлить ограничения, которые не только затормозят экономический рост, но и вызовут банкротство предприятий, оставленных без должной поддержки, а также будут способствовать росту теневой экономики.
Говоря по отраслям, гостиничный бизнес и общепит, согласно оценке представителя министерства финансов Инты Васараудзе, еще долгие годы будут преодолевать последствия кризиса. Тогда как строительную отрасль опасность ожидает совсем с другой стороны: она может столкнуться с нехваткой мощностей при попытке реализовать крупные строительные проекты, намеченные правительством.
К числу внешних негативных факторов Минфин относит высокую геополитическую неопределенность в регионе, "которая может ограничивать экономическое развитие". Комментируя "внешние факторы", член комиссии Сейма, депутат Александр Кирштейнс отметил, что в прогнозе Минфина отсутствует такая внешнеполитическая переменная, как торговые отношения между Китаем и США, которые в не меньшей степени влияют на экономику ЕС, значит, и Латвии.
Отметим, что "геополитическая неопределенность" негативно влияла на экономику Латвии задолго до начала COVID-19. В значительной степени этот фактор, в отличие от пандемии, может регулироваться усилиями латвийского правительства. Однако пока усилия, судя по всему, направлены как раз на замедление темпов роста экономики.