РИГА, 30 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Банк Латвии опубликовал обновленные прогнозы по изменению основных показателей макроэкономики – они выглядят весьма оптимистично. Хотя за точность экономисты не ручаются – уверенность в будущем портят геополитические риски.
Банк Латвии снизил прогноз падения ВВП страны на этот год с 7,5% (июньские данные) до 4,7%. При этом прогноз ВВП на 2021 год выглядит чуть менее оптимистичным – заложен прирост экономики в размере 5,1% вместо ранее определенных 6,7%. Прогноз по росту ВВП в 2022 году не изменен – 5%. Прогноз инфляции на этот год повышен с нуля до 0,2%, на следующий год – с 0,2% до 1,4%, на 2022 год – с 1,3% до 1,8%. Более оптимистичным стал прогноз по безработице – с 9,6% он сменился на 8,1%, а в 2021 году – с 10,3% до 7,8%.
В целом прогноз восстановления экономики страны от последствий COVID-кризиса выглядит более оптимистичным, это во время дискуссии с экономистами и экспертами подчеркнули представители Банка Латвии. И домашние хозяйства, и предприниматели пережили тяжелое весеннее время с меньшими негативными последствиями, а в течение лета экономика заметно восстановилась.
В ходе дискуссии, посвященной прогнозам развития экономики, президент Банка Латвии Мартиньш Казакс подчеркнул: "Самая глубокая точка кризиса однозначно осталась у нас за спиной – и с точки зрения настроений, и с точки зрения деловой активности. Сейчас происходит процесс возвращения на прежние позиции. Настроения – лучше, чем можно было бы опасаться, это позволило предполагать, что ни предприятия, ни домашние хозяйства не будут брать длительную паузу, а значит – можно не ожидать второй волны негативных последствий кризиса… Доходы уменьшились не сильно, они стали накапливаться медленнее, как и при любом кризисе, однако, ярких признаков кризиса – нет".
Нынешний кризис, как отмечает Казакс, существенно отличается от предыдущего, 2008 года. Тогда произошел коллапс экономики, сейчас наблюдается так называемый финансовый кризис, однако пока нельзя сказать, что его последствия будут серьезными. Более того, с учетом ситуации на мировых финансовых рынках, правительству весной этого года удалось выгодно рефинансировать внешние обязательства страны, что позволило сэкономить около 200 миллионов евро на оплате долга. Огромную поддержку оказали (и будут оказывать) европейские фонды, в том числе программа по оздоровлению экономики Next Generation EU в странах Евросоюза, являющихся торговыми партнерами Латвии.
Кризис в целом одинаково повлиял на экономики стран Балтии, но есть нюансы. Так, по словам руководителя управления монетарной политики Банка Латвии Улдиса Руткасте, в Эстонии и Латвии сильнее, чем в Литве, пострадал экспорт услуг. В Латвии – сильнее, чем в двух других балтийских странах, кризис ударил по внутреннему спросу: "Характерным отличием Латвии является частное потребление, которое стремительно сократилось. При этом в случае и Латвии, и Эстонии пострадал экспорт услуг".
Влияние кризиса на экономику Латвии было бы меньшим, если бы не проблемы, которые появились еще до COVID-19. К таковым Руткасте причислил две: сокращение оборотов в сфере транспорта и транзита и "капитальный ремонт" банковской системы Латвии. О негативных последствиях последнего упомянула во время дискуссии и председатель Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука: "Сокращение объемов финансовых услуг, к сожалению, означает, что у "капитального ремонта" есть вторая, негативная, сторона. На мой взгляд, ее необходимо уменьшать как можно быстрее. Поскольку работа банков в таких тяжелых условиях не улучшает ни инвестиционный климат в стране, ни отношение со стороны клиентов, которые могут и будут уходить в другие страны".
По отраслям можно сказать следующее: сильнее других пострадала сфера туризма и обслуживания гостей (рестораны и гостиницы). По прогнозам Банка Латвии, эта отрасль будет выходить из кризиса медленнее, чем другие. Кризис ударил по сфере культуры – массовые мероприятия отменены и перенесены, и ситуация будет оставаться прежней еще какое-то время. Транспортная отрасль вряд ли выйдет на прежние, докризисные, показатели. В данном случае винить следует не столько "корона-кризис", сколько, в частности, Пакт мобильности, утвержденный в ЕС в июле и означающий ряд серьезных ограничений для транспортных компаний восточных стран ЕС. Улучшения в обрабатывающей промышленности связаны с тем, насколько быстро из кризиса выйдут страны, куда традиционно направлены экспортные потоки из Латвии. В лучшей ситуации находится строительная отрасль. По словам Руткасте, в дальнейшем каждый год экономика страны будет получать дополнительно по 500-600 миллионов евро, и большая часть из этих денег попадет именно в строительство. "Поэтому, следует внимательно отнестись к риску перегрева в строительстве", - сказал он.
Существует еще один риск, на который обратил внимание член комиссии Сейма по народному хозяйству, депутат парламента Иварс Зариньш: "Происходит масштабное закачивание денег в экономику. В то же время мы видим, что инфляция остается низкой. Это, на мой взгляд, означает, что деньги задерживаются на финансовых рынках и не доходят до реальной экономики". Депутат поинтересовался – что будет, если в экономику все же будут вложены большие суммы денег. Не означает ли это, что выйдя из "коронакризиса", экономика окажется в другом кризисе, вызванном "перегревом"? Представители Банка Латвии считают маловероятным такой вариант развития событий, поскольку сейчас средства направляются на "прогрев" отраслей и рынка труда, а не на стимулирование спроса, что бы разгоняло инфляцию. Что касается низкого спроса, то здесь тормозящим эффектом является поведение домашних хозяйств – они пока неохотно идут на лишние траты, в том числе неактивно кредитуются в банках, дожидаясь, очевидно, более предсказуемых времен.
О прогнозах. Из выступления представителей Банка Латвии понятно, что хотя прогнозы пока выглядят благоприятными, разрастающаяся в Европе пандемия может существенно изменить ситуацию в последнем квартале этого года. По словам Казакса, "большую роль в развитии экономики Латвии играют геополитические риски – отношения между США и Китаем, политические процессы в Евросоюзе и с соседними с ним странами, выборы президента США, продолжающийся Brexit. Но главным риском, по-прежнему, остается коронавирус.