РИГА, 28 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. С 2021 года продолжится постепенный рост налога на табачные изделия в Латвии. Возможно, повышен будет и акциз на вино. Обоснованность таких мер объясняется в исследовании об акцизных налогах в странах Балтии, проведенном Рижской экономической высшей школой совместно с Торгово-промышленной палатой Латвии.
В исследовании анализировали акцизные налоги на алкогольные и сахаросодержащие напитки, а также на табачные изделия. Как известно, смысл акцизного налога состоит не только в наполнении бюджета, но и в реализации некой социальной функции – мотивировать население отказываться от определенных видов не полезных для здоровья продуктов.
По словам руководителя исследования профессора Арниса Саука, властям необходимо найти оптимальную ставку налога для каждой группы товаров: "Если ставка налога слишком мала, прирост цены сравнительно небольшой, и потребители довольно быстро приспосабливаются. Поэтому такие ставки не дают стимула потребителям переходить на товары, не облагаемые акцизным налогом. В свою очередь, слишком высокие ставки создают предпосылки для прироста контрабанды".
В исследовании отмечается, что все три страны – Латвия, Литва и Эстония – могли бы в большей степени координировать усилия в установлении схожих ставок на определенные группы подакцизных товаров. В Евросоюзе введены минимальные ставки для европейского рынка. Например, на пиво, за каждый градус содержания спирта, общеевропейская ставка налога составляет 1,87 евро за гектолитр, на вино – минимальная ставка отсутствует, на спиртосодержащие продукты – ставка составляет 45 евро за гектолитр, на крепкие алкогольные напитки – 550 евро за гектолитр абсолютного спирта в составе напитка.
Минимальная ставка акцизного налога в Евросоюзе на сигареты составляет 90 евро за 1000 сигарет.
Согласно результатам исследования, ставки акциза на пиво в трех странах Балтии сейчас практически одинаковы: в Эстонии действует пониженная ставка в размере 6,34 евро за гектолитр, в Латвии – 4,1 евро. В Литве ставка постоянная, составляет 7,11 евро.
Акциз на крепкий алкоголь в трех странах Балтии также схожий: в Эстонии – 1881 евро, в Латвии – 1642 евро, в Литве – 2025.
А вот что касается вина (крепостью более 8,5%), здесь Латвия отстала в вопросе налогообложения: ставка на эту группу товаров в Эстонии составляет 147,82 евро, в Литве – 164,67 евро, в Латвии – всего 106 евро. Авторы исследования делают вывод: Латвия может позволить себе повысить акцизный налог на вино. Как отмечает профессор Арнис Саука, во-первых, вино не употребляют в столь больших количествах, как спиртные напитки других категорий, во-вторых, есть позитивный опыт повышения налогов: "Из опыта мы видим, что в Литве в 2017 году акцизный налог на вино подняли более чем в два раза. В результате объемы продаж вина снизились на 22%, а доходы бюджета увеличились на 57%".
Если будущее вина еще не ясно, то, что касается табачных изделий, абсолютно понятно, что рост акциза продолжится и с 1 января 2021 года. Исследования говорят: с 2014 по 2019 год Латвия была лидером по специфической ставке налога на сигареты среди трех стран Балтии. В 2019 году ее незначительно опередила Эстония. Литва – на третьем месте. По величине процентной ставки налога от розничной цены, Латвия занимала лидирующие места до 2011 года. Сейчас Латвия занимает третье место по этому показателю среди стран Балтии. В следующем году акциз на сигареты вырастет примерно на 8%.
Ставка такой величины, по словам председателя Торгово-промышленной палаты Латвии Яниса Эндзиньша, является обоснованной, однако и в этом случае нельзя забывать о том, что на каждое повышение акциза следует выделять дополнительные средства, чтобы увеличивать возможность надзора за собираемостью налога. В противном случае прогнозы увеличения поступлений доходов могут и не сбыться.
В случае с сигаретами особое внимание следует обратить на борьбу с контрабандой. Согласно расчетам, проведенным в ходе исследования, если акциз на сигареты повысить до 20%, то вместо ожидаемой прибавки за счет резкого роста теневой экономики и контрабанды бюджет получит не плюс, а минус.
Цифры привел Саука: "10 лет назад мы резко повысили акциз и одновременно на 20-25% выросла контрабанда. В условиях снижения экономики, лучше не переступать рубеж в 5-10% повышения налога. В этом случае доходы бюджета вырастут с 5,6 миллиона до 13,9 миллиона евро, а контрабанда может вырасти, но незначительно".
Политику плавного повышения налогов поддерживает депутат Сейма и член бюджетно-финансовой комиссии парламента Гатис Эглитис: "Считаю, что не стоит предпринимать радикальные движения в плане увеличения ставок акцизного налога. Если и повышать налог, то в пределах 10% - будь то ставки на крепкий алкоголь, вино или табак. Ведь остается риск, что если повышать акциз слишком стремительно, то доходы бюджета в результате не вырастут, а упадут".
И наконец, сахаросодержащие напитки. В исследовании отмечено, что налог на эту категорию продуктов является достаточно эффективным средством, чтобы сократить их потребление. Однако в данном случае, если целью ставится забота о здоровье населения, а не только о повышении доходов бюджета, то Латвия могла бы использовать опыт Литвы и Эстонии, где производители безалкогольных напитков получают поддержку со стороны государства, если перепрофилируют производство на выпуск более "здоровой" продукции.
И еще один момент в контексте налогов, на который акцентирует внимание глава Ассоциации торговцев Латвии Хенрик Данусевич: "Я понимаю, что государство нуждается в доходах бюджета. Однако надо соизмерять доходы населения с ростом налогов на те продукты, которые входят в состав ежедневной покупательской корзины. Любой человек должен иметь возможность купить их, если хочет".