"Новое Единство" предостерегает НКП? Финансирование Latvijas dzelzceļš под угрозой

© Sputnik / Sergey MelkonovПутевой обходчик на железной дороге
Путевой обходчик на железной дороге - Sputnik Латвия
Подписаться
Как получилось, что чиновники Минфина углядели опасность в выделении средств Латвийской железной дороге только через месяц после самого решения, и в чем суть проблемы

РИГА, 1 сен — Sputnik. Спустя месяц после решения правительства взять Latvijas dzelzceļš (Латвийская железная дорога, LDz) на государственное обеспечение министерство финансов заметило, что "из-за выделения государственной финансовой поддержки LDz могут включить в общеправительственный сектор, что негативно повлияет на государственный бюджет", пишет Neatkarīgā

Государственное акционерное общество Latvijas dzelzceļš - Sputnik Латвия
Нет ни денег, ни идей: бывший вице-президент LDz о назревающей склоке в грузоперевозках

Социальные последствия открытия Минфина таковы: медиков и учителей, которые собираются пикетировать кабмин и Сейм во время обсуждения бюджета на 2021 год, фактически приглашают на ул. Гоголя, 3, где располагается главный офис LDz. Там же размещается министерство сообщения и офис Pasažieru vilciens.

В середине июля стало известно, что государство собирается вложить 32,4 миллиона евро в основной капитал Латвийской железной дороги, выделить 13 миллионов евро на поддержание рельсов, на которые не хватает денег, полученных за оставшиеся грузоперевозки, и еще 14 миллионов евро на ремонт тех же рельсов, которые износились от поездов другого госпредприятия Pasažieru vilciens.

Больше чем через месяц, 24 августа Минфин распространил сообщение, что выделение денег железной дороге, возможно, не позволит дать их кому-то другому. Почему министерство с самого начала не поняло, что нельзя одни те же деньги выделить и железнодорожникам, и, скажем, медикам?

Ответ состоит в том, что в государстве больше денег, чем прав их использовать. Речь идет о деньгах, взятых взаймы. Еврокомиссия от лица кредиторов стран-членов Евросоюза обязалась следить, чтобы государства не потратили слишком много, не оказавшись в неоплатном долгу в том смысле, что не смогут платить проценты. В возможность уменьшить тело долга Латвии уже давно никто не верит, хотя каждое правительство считает знаком приличия брать на себя обязательство через три года обеспечить если не профицитный, то по меньшей мере бездефицитный бюджет.

Латвийская железная дорога - Sputnik Латвия
Хотели не грязный уголь из РФ, а красивые контейнеры: LDz без субсидий теперь не выжить

Поэтому часть денег государства приберегают. Лучше всего их куда-то вложить, чтобы они могли принести проценты, но занять себе же государства их не могут. Это ограничение они пытаются обойти, оформляя кредиты предприятиям, принадлежащим самому же государству. Еврокомиссия следит за получателями таких денег и объемами займов. Кредит не может превышать половину годового оборота предприятия. Если денег выделено больше, предприятие нужно классифицировать как бюджетное учреждение и включать в общие расходы госбюджета, которые могут превышать доходы лишь в ограниченном объеме.

Широкой публике непросто отследить такие каламбуры, но для чиновников Минфина это должны быть элементарные вещи. Но в министерстве заявили, что заметили риски для фискального пространства 2021 года, только когда готовили смету бюджета.

Чтобы так получилось, чиновники Минфина, готовившие проект бюджета, должны были ничего не знать о тех чиновниках Минфина, которые планировали освоение легких денег, занятых в период коронавирусного кризиса. А когда планировщики бюджета, возможно, из газет узнали о выделении средств LDz, они обезопасили себя публичным предупреждением о последствиях финансирования железной дороги.

С тем же успехом можно вообразить, что железная дорога — это предлог для партии "Новое Единство", контролирующей кресла премьера и министра финансов, чтобы напомнить Новой консервативной партии, контролирующей министерство сообщения, о ее обязательствах в правящей коалиции.

При этом нет полной ясности по соотношению обещанной LDz суммы и оборота предприятия. Сама Латвийская железная дорога планирует запершить год с оборотом 135 миллионов евро, а в этом случае 59,4 миллиона, которые хочет выделить государство, - это меньше половины. Но место для сомнений остается.

Железнодорожный переезд - Sputnik Латвия
Грузов не добавится, надо занять чужую "поляну": что значит новая бизнес-модель LDz

По-первых, непонятно, достигнет ли LDz планируемого оборота, потому что объем грузов в этом году упал очень сильно. Конечно, остается надежда на холод в последние месяцы года, из-за которого всем может понадобится уголь и нефтепродукты, которые LDz планирует перевозить. С другой стороны, возможно и негативное развитие событий как в климатическом, так и в политическом смысле.

Во-вторых, эти вложения — не единственные в железнодорожной отрасли, потому что пассажирские перевозки дотируются уже десятилетиями. Возникает возможность учитывать дотации Latvijas dzelzceļš и Pasažieru vilciens. Вместе или раздельно.

Если деньги Латвийская железная дорога так и не получит, может остановиться движение на тех участках, где LDz не может поддерживать релься в порядке, или в отдельных сегментах, к примеру, в пассажирских перевозках.

Лента новостей
0