05:15 06 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0785
  • RUB82.8075
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
313

Для проекта Rail Baltica в Латвии еще не отчуждено ни одного объекта недвижимости, а до завершения этого процесса строительство начать нельзя; какие еще проблемы выявил Госконтроль и почему у соседей тоже не все гладко

РИГА, 23 янв — Sputnik. Управление проектом Rail Baltica в Латвии осуществляется на недостаточном уровне, финансирование осваивается медленно, а в отчуждении собственности страна отстает и от графика, и от соседей. Таковы выводы содержатся в докладе Госконтроля Латвии по реализации Rail Baltica, сообщает lsm.lv.

Эта железнодорожная ветка с европейской шириной колеи должна соединить столицы трех стран Балтии с Центральной Европой уже через шесть лет. Изначально проект оценивался в 3,7 миллиарда евро, а теперь в 5,8 миллиарда евро. Европейский союз берет на себя 85% расходов.

Проблемы с вокзалом и аэропортом

Доклад Госконтроля опубликован спустя две недели после появления аналогичных критических заявлений о реализации проекта от ревизоров трех стран Балтии. Согласно их выводам, спустя пять лет реализации проект в трех странах отстает от графика на полтора года.

"Если в большом проекте это опоздание достигает полуторогодовалого срока, в Латвии, в зависимости от мероприятия, оно достигает от года до четырех лет", - заявила член совета Госконтроля Инесе Калване.

Среди направлений, где фиксируется отставание, проектирование Рижского центрального вокзала, а также станции Rail Baltica в аэропорту Рига. Эти работы планировалось закончить еще в конце 2018 года, а строительство нужно было завершить до конца 2020 года. Впрочем, латвийское контрольное ведомство отмечает, что задержка связана не только с нерасторопностью латвийских служб, но и с отставанием в проектировании всего проекта.

Однако в том, что касается проблем с отчуждением недвижимости, виноваты именно латвийские чиновники. Государство должно перенять у частных лиц 1600 объектов, на каждый может уйти полтора года.

По свидетельству Госконтроля, еще не перенято ни одного объекта недвижимости, а использовано лишь 3% выделенного для этого финансирования. Изначально планировалось завершить этот процесс до 2021 года, но теперь сроки продлены.

Латвия отстает от соседей

Как рассказал глава Eiropas Dzelzceļa līnijas Каспарс Вингрис, первый этап был очень сложен и в смысле проектирования, и в смысле отчуждения собственности, но сейчас все процессы убедительно продвигаются вперед. По его словам, строительный проект и для Центрального вокзала, и для аэропорта Рига почти завершен, потом начнется отчуждение недвижимости.

"Нашей главной задачей является завершить отчуждение до начала строительных работ. На обоих упомянутых участках график действительно такой, какой есть, и всего предстоит перенять 86 участков.

Десятки из них уже подготовлены для отчуждения. Поэтому можем сказать, что на этих участках процесс проходит успешно и согласно графику, чтобы до 2021 года, когда на обоих участках начнется строительство, отчуждение было завершено", - заявил Вингрис. Он полагает, что этот этап удастся успешно преодолеть.

Госконтроль считает, что министерство сообщения и Eiropas dzelzceļa līnijas хорошо подготовились к процессу отчуждения недвижимости, но министерство недостаточно быстро продвигало необходимые поправки к законам.

Теперь Латвия в вопросе отчуждения собственности отстает от обоих соседей, что создает серьезные риски срыва сроков.

Не надо сидеть каждый в своем углу

Ревизоры зафиксировали и недостатки в управлении проектом. Его реализация делегирована обществу капитала Eiropas Dzelzceļa līnijas, но в министерстве сообщения до 2016 года не было ни одного сотрудника, который бы контролировал проект. Только в прошлом году был создан отдел из четырех работников. Стратегию работы Eiropas Dzelzceļa līnijas утвердили с опозданием на два года, а координационный совет по реализации проекта не собирался уже более полутора лет.

Как отметила руководитель второго сектора Госконтроля Лариса Рейне, нельзя сказать, что какое-то конкретное дело затормозило проект больше всего. В таком непростом деле важна межведомственная координация.

"Каждый из нас может сидеть в своем углу и говорить, что не может выполнить конкретную работу, если другой не выполнил свою, а наша работа зависит друг от друга. Но чтобы проект продвигался, всем необходимо понять: его проблемы – это мои проблемы. Иначе мы не сможем реализовать этот проект", - подчеркнула Рейне.

Риск того, что проект затянется еще больше ожидаемого, очень велик, а чем больше он продлится, тем больше вырастут издержки. Более того, в этом случае есть опасность потерять европейское софинансирование.

Литовцам надо одуматься

Есть проблемы и у соседей. К примеру, сохраняются противоречия по поводу уже построенной железнодорожной линии в Литве - от Каунаса до польской границы. Она не соответствует стандарту Rail Baltica, потому что не подходит для скоростных поездов, сообщает TV3.

Совместное предприятие трех стран RB Rail требует, чтобы Литовские железные дороги перестроили этот 120-километровый отрезок, но литовцы не хотят тратиться. Так как представитель Литовской железной дороги сейчас является председателем совета RB Rail, на предприятии возник конфликт между правлением и советом.

"Смотрите, государства учреждают это предприятие, оно функционирует под их руководством. Каждое государство выдвигает своих представителей. Получается, литовцы выдвинули одного представителя своей железной дороги, но железная дорога одновременно осуществляет проект. Получается, что тот, кто осуществляет проект, осуществляет надзор над самим собой. Обычно мы понимаем под конфликтом интересов ситуацию, когда кто-то кладет что-то себе в карман. Это, возможно, не тот случай, но это создает некоторую неясность.

Я очень надеюсь, что литовские коллеги поймут, почему это было бы в их собственных интересах предотвратить этот кажущийся конфликт, потому что, если в Брюсселе это будет воспринято как конфликт, это может очень сильно усложнить весь проект. И в Литве очень много сильных людей, которые могли бы работать в надзорном совете, в этом я ни секунды не сомневаюсь. (…)

Судя по моим разговорам с представителями Еврокомиссии, им важно, чтобы была ясность. Сейчас полной ясности в этих вопросах нет", - рассказал премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш.

По теме

Чубаров объяснил, почему Rail Baltica ждут убытки в ближайшие 50 лет
Экономист предрек банкротство Rail Baltica
Rail Baltica еще не построена, а Латвия ее уже "обворовала"
Кто будет строить и управлять? Не станет ли Rail Baltica для Латвии "новым метро"
Теги:
Госконтроль, Латвия, Rail Baltica

Главные темы

Орбита Sputnik