16:44 15 Января 2021
Прямой эфир
  • USD1.2124
  • RUB89.0900
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
442

Строительство туннеля Хельсинки – Таллин может органично вписаться в проект Rail Baltica, на который у финнов большие планы — они мечтают проложить транзитный коридор из Арктики в Западную Европу через страны Балтии

РИГА, 17 июл — Sputnik. Проект строительства туннеля, который соединит Хельсинки и Таллин, не стоит на месте. Реализация идеи теперь обсуждается на самом высоком государственном уровне. Если туннель будет построен, он сулит немало выгод не только простым латвийским путешественникам, но и местному бизнесу, пишет латвийская газета "Сегодня".

Работы на шесть лет

По информации финской национальной вещательной корпорации Yle, планирующий строительство по дну Балтийского моря туннеля между Хельсинки и Таллином финский предприниматель Питер Вестербака на днях заключит с китайской строительной фирмой CREC протокол об общих намерениях.

По сообщениям предприятия Finest Bay Area Development, которое принадлежит бизнесмену, строительные работы продлятся шесть лет, к ним будут привлекать 20 тысяч человек ежегодно. Туннель может быть открыт в конце 2024 года.

Решение не принято

Этот проект, который пока выглядит фантастикой, в Таллине рассматривают на самом серьезном уровне. Процессом руководит министр государственного управления Яак Ааб. По его словам, большинство имеющих отношение к проекту министерств ознакомились с представленными компанией Finest Bay Area Development документами и дали свою оценку планам девелопера.

"В ответах некоторых министерств значится, что от девелопера хотят получить дополнительные данные. Когда все ответы будут получены, сможем решить, запрашивать дополнительную информацию или идти на обсуждение в кабинет министров и начинать планирование. В данный момент конкретного решения не принято", — цитирует министра эстонский новостной интернет-портал ERR.

Пока эстонские власти относятся к происходящему с некоторым скепсисом. Чиновники не уверены, например, в рентабельности проекта. Что будет, если объект останется недостроенным или не хватит финансирования? Необходимо также оценить его влияние на окружающую среду. Да и планы открыть туннель к декабрю 2024 года Таллину не кажутся реалистичными.

Поскольку строительство железнодорожного туннеля между Эстонией и Финляндией является международным проектом, оказывающим значительное влияние на окружающую среду, законодательство Эстонии предусматривает участие в проекте государства. В Финляндии соответствующий проект не требует государственного вмешательства.

Билеты уже продаются

Между тем, в проект туннеля между Таллином и Хельсинки уже вложено 100 миллионов евро. Сделало это предприятие из Дубая ARJ Holding Ltd. Общая же стоимость проекта — 15 миллиардов евро. Инвестиционный период составляет 30 лет, туннель должен проработать 120 лет.

Большая часть финансирования проекта (70%) должна поступить из кредитных средств. По словам Вестербака, предприятие планирует привлечь в равном объеме инвестиции из Европы и Азии.

При этом речь идет о строительстве двух туннелей: один будет для перевозки пассажиров, а второй — для грузов. Путешествие по туннелю из одной столицы в другую займет 20 минут.

Туннеля пока нет, но билеты для проезда уже продаются в Интернете — поездка в один конец стоит 50 евро, туда-обратно — 100 евро. Годовой билет без ограничений числа поездок — 1000 евро.

В эстонском проекте у туннеля четыре альтернативные трассы, в Финляндии — три, так как пока не ясна геологическая обстановка. Определено лишь, что в любом случае в Таллине туннель будет начинаться в районе Юлемисте. Здесь находится столичный аэропорт, а также крупнейший в городе железнодорожный узел. Проект предусматривает, кроме тоннеля, строительство и двух искусственных островов, по одному в территориальных водах Финляндии и Эстонии.

Финляндия начала связанные с проектом исследования уже давно. Составлена программа оценки влияния на окружающую среду. Для ее инициирования необходимо лишь решение Эстонии.

Цена вопроса

Длина туннеля между Финляндией и Эстонией может составить от 50 до 70 километров. Для сравнения: протяженность туннеля под Ла-Маншем, соединяющего Францию и Великобританию, — 51 километр, 39 из них проходят под водой.

Если туннель будет построен, то он логично впишется в активно продвигающийся проект Rail Baltica, на который у финнов большие планы — они мечтают проложить транзитный коридор из Арктики в Западную Европу через страны Балтии.

Для участия в Rail Baltica Финляндия учредила компанию Oy Suomen Rata Ab со стартовым капиталом в 100 миллионов евро. Изначально государство будет главным владельцем компании, однако в дальнейшем планируется привлечь также муниципалитеты и публичные фирмы.

Участие в Rail Baltica даст Хельсинки возможность продвигать свой проект транспортного коридора, который соединит Китай и Европу посредством Северного Ледовитого океана. Этот план, полагают в Хельсинки, может органично встроиться в китайские проект "Один пояс, один путь", который сейчас с таким рвением рекламирует Пекин. Цена вопроса — 3 миллиарда евро.

Согласно плану, товары из Китая на судах доставляются в арктический норвежский порт Киркенес, перегружаются в вагоны и отправляются далее на юг, в Финляндию, с ответвлениями в другие Скандинавские страны. Из Хельсинки грузы идут основным маршрутом по Rail Baltica на юг через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу и далее во все другие страны ЕС и не только.

Крутой маршрут

Кроме товаров из Китая, этот маршрут может быть использован и для доставки на Запад российских углеводородов, добываемых на севере РФ. Тающий арктический лед уже сейчас позволяет доставлять танкерами сжиженный газ российского проекта "Ямал СПГ". Это завод по производству сжиженного природного газа мощностью около 16,5 миллиона тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, что на полуострове Ямал, на берегах Карского моря. Кстати, китайские компании и банки тоже участвуют в этом проекте.

Кроме того, финский коридор легко будет подключить и к российской железнодорожной системе, соединенной с китайской. Благо Финляндия и Россия имеют общую границу, в том числе и рядом с портом Киркенес.

Киркенес — ближайший западный порт от Китая, и он незамерзающий. Другой путь в Европу из Китая, через Индийский океан и Суэцкий канал, на четверть длиннее.

Особый интерес

Латвия, конечно, не откажется пропустить через свою территорию китайские грузы, особенно учитывая тот факт, что трасса Rail Baltica будет проходить в непосредственной близости от Рижского свободного порта, что придает всему проекту особый интерес. Правда, для строительства Rail Baltica придется изыскать немалые средства. Несмотря на то, что львиную долю расходов берет на себя Евросоюз, собственное финансирование потребуется немалое. Изначально стоимость реализации всего проекта Rail baltica была оценена в 3,68 миллиарда евро на три страны. Доля Латвии— 1,27 миллиарда евро. Затем появилась другая цифра — 5,8 миллиарда евро. На Эстонию придется 1,346 миллиарда евро (доля национального софинансирования составит около 268 миллионов евро), на Латвию — 1,968 миллиарда евро (доля национального софинансирования — 393 миллиона евро), на Литву — 2,473 миллиарда евро (стране надо выделить свои 493 миллиона евро).

По теме

Стала известна предварительная стоимость поездки из Риги в Таллин по Rail Baltica
Три зарубежные компании составляли график движения поездов по Rail Baltica
Доходы Литвы могут "уехать" в Латвию по рельсам Rail Baltica
Еремеев: Rail Baltica - очередной слив денег налогоплательщиков
Теги:
Новый шелковый путь, Rail Baltica, Эстония, Финляндия

Главные темы

Орбита Sputnik