РИГА, 18 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Об Арнольде Бабрисе, бывшем высокопоставленном сотруднике самой грозной спецслужбы Латвии - Бюро по защите Конституции, где он отвечал за экономическую безопасность в республике, рассказывают в СМИ достаточно часто.
После увольнения он стал заниматься бизнесом. Сейчас Арнольд Бабрис – совладелец самого известного в стране рыбоперерабатывающего завода Brīvais vilnis, до этого он руководил компанией Iecavnieks – крупнейшего в Латвии производителя нерафинированного растительного масла. Несколько лет возглавлял правление компании Biodegviela – ведущего производителя спирта в Латвии, а также руководил мультифункциональным комплексом Arēna Rīga.
Все предприятия и компании Арнольду Бабрису доставались в состоянии "близко к гибели", но он умудрялся их поднять и сделать ведущими в своем направлении. В погибающем состоянии ему достался и бизнес на Украине - девятнадцать заправок и две нефтебазы в Киеве, Киевской и Житомирской областях и в Закарпатье.
О том, что получилось из этого латвийско-украинского бизнеса Арнольд Бабрис рассказал Sputnik.
Миллионы долларов, которые могли пропасть
В свое время один латвийский банк выдал товарный кредит на поставки топлива на Украину компаниям, которые ассоциировались с белорусским бизнесменом Сергеем Фятьковичем. Кредит на пятнадцать миллионов долларов успешно, как говорится, "освоили". Обеспечением по кредиту были девятнадцать АЗС и две нефтебазы в разных частях Украины.
Когда компании Фятьковича перестали платить проценты за кредит, банк законно переоформил залог на себя. А потом руководство латвийского банка, с которым Арнольд Бабрис не раз сотрудничал как предприниматель, предложило: мол, у тебя есть опыт работы с проблемными объектами – бери новый. Так проблемный актив передали Арнольду Бабрису.
Это было в 2015 году. Предприятие Арнольда Бабриса TRI Managment, юридически перенявшее заправки, ознакомилось с ситуацией на украинском рынке и сдало в аренду на полгода объекты предыдущим арендаторам - компании "Народна". Но в итоге и украинская компания "Народна" тоже решила "кинуть" латвийских предпринимателей. Через три месяца она попросту перестала платить аренду.
Эхо "лихих девяностых"
"И вот - весна 2016 года. Мы приезжаем на одну из своих АЗС перенимать объект, а нас там, как в классике жанра начала девяностых, встречают парни в спортивных костюмах – с битами и оружием. Мы вызвали полицию. А полицейский, нагло глядя мне в лицо, говорит: так у вас тут гражданско-правовой спор, я тут ни при чем, идите в суд, пусть там все решают.
Какой спор? Вот – документы. По ним все объекты - наши. А полицейский в ответ: мы тут ни при чем – сами разбирайтесь; у вас все документы есть, нанимайте охранную фирму – и физически выводите нарушителей. В итоге так и поступили.
На одной АЗС в Киеве, когда возвращали наши законные объекты, даже произошла перестрелка", - говорит Арнольд Бабрис.
Когда латвийский предприниматель все же перенял заправки, его оппоненты на четырех АЗС вообще создали клоновые адреса. Есть адрес, скажем, Озерная 3. И тут же возникает адрес - Озерная 3а. И записано на него то же самое здание, правда, зарегистрировано совсем на другое лицо. В общем, обычная съема "отжим". Одиннадцать АЗС попросту переписали в Реестре имущества на работника "Народна" Руслана Пэлеха, взломав базу данных самого министерства юстиции.
Цена работы украинского Минюста
Арнольд Бабрис написал жалобу в министерство юстиции. И получил ответ: мол, у вас же объекты не отняли – они есть. То есть Минюст не усматривал какого-либо нарушения. Полиция вначале возбудила уголовное дело по поводу клоновых адресов, но после такого ответа Минюста все было закрыто.
"На Украине теперь любой бизнесмен может завтра обнаружить, что его имущество вдруг принадлежит другому. Самое удивительное, что подобное кто угодно сделать не может: данные в реестре меняют структуры Минюста. Там даешь "кому надо" определенную сумму, и он вносит "некоторые коррективы" в базу данных.
Мы обращались и в полицию, и в прокуратуру. Все отказывали. В итоге СБУ возбудила уголовное дело. Только тогда у наших оппонентов были и обыски, и изъятия. СБУ собрала доказательную базу и передала ее в суд, и троим "персонажам" предъявили обвинения.
Весь процесс сопровождала Генпрокуратура Украины. Правда, суд долго откладывал рассмотрение дела, как поговаривают, – за определенное вознаграждение со стороны наших оппонентов. Наконец, суд усмотрел… "технические неточности" в деле и вернул его в Генпрокуратуру - "для устранения" оных. А как только дело попало в Генпрокуратуру, там его и вовсе решили прекратить "за отсутствием состава преступления". Что это значит? То, что с коррупцией на Украине все в полном порядке. Она на самом высшем уровне", - подчеркивает Арнольд Бабрис.
Беспредел государственного масштаба
И дело это уже международное. До того дошло, что президент Латвии Раймондс Вейонис трижды о нем лично спрашивал президента Украины Петра Порошенко. Генпрокурор Латвии Эрикс Калнмейерс лично общался с генпрокурором Украины Юрием Луценко, когда тот был в Риге. За делом на Украине следит и посол Латвии Юрис Пойканс – уже со стороны МИД.
Причем все стало намного серьезнее, нежели собственно ситуация с АЗС Арнольда Бабриса, поскольку на Украине выстроена целая система того, как "отжимают" бизнес и "кидают" местных и международных инвесторов. При таком отношении Украины к международному бизнесу, при той коррупции, что царит в стране, кто возьмет ее в цивилизованное сообщество ЕС? Это объективно невозможно.
Пойканс не раз подчеркивал в разговоре со СМИ: "Мы с Арнольдом Бабрисом постоянно находимся в контакте. Поднимали вопрос и о других латвийских бизнесменах, пытающихся цивилизованно работать на Украине, на высшем уровне – вплоть до премьер-министра и президента".
"Люди, которые выступают против нас на Украине, - это "прокурорская группировка". Например, туда входит один из бывших высокопоставленных прокуроров Закарпатья Виталий Мухин, который "решает" все вопросы в своем бывшем ведомстве, а также в судах и других инстанциях (к слову, однажды был он задержан со взяткой 300 тысяч долларов).
И если с ребятами в спортивных костюмах справиться удалось, то, когда выдвигают административный ресурс, появляются поддельные решения суда, а в реестре, что под Минюстом, тебя просто стирают, это уже беспредел на уровне государства", - рассказывает Арнольд Бабрис.
Основная борьба еще впереди
В конечном итоге его предприятие смогло отвоевать на Украине шесть АЗС и обе нефтебазы. Параллельно с этим латвийский предприниматель ведет сразу несколько судов – за оставшиеся заправки.
"На Украине я теперь бываю примерно раз в месяц. Сколько на все дела там потрачено денег, ответить не смогу, но – очень много, учитывайте, например, оплату работы адвокатов, недополученную прибыль АЗС и прочее. По сути, сейчас наши АЗС, которые мы отвоевали, приносят деньги на то, чтобы биться за оставшиеся заправки.
Но основная борьба, я понимаю, у нас еще впереди. И как я уже сказал ранее, я не чувствую себя одиноким. На Украине хотя и мало, но все же есть предприниматели из Латвии, - и почти у всех у нас аналогичные проблемы – из-за коррупции, разросшейся до государственных масштабов", - говорит Арнольд Бабрис.