13:15 18 Декабря 2018
Прямой эфир
  • USD1.1341
  • RUB75.5249
Театр Дайлес в Риге

"Царь Эдип" Вахтанговского театра ослепит рижскую публику и вернет ей зрение

© Wikipedia/ Smig
Новости культуры Латвии
Получить короткую ссылку
191

"Золотая маска в Латвии" представляет трагедию "Царь Эдип" на сцене театра "Дайлес" в Риге: актеры, публика и журналисты - на взводе

РИГА, 10 окт — Sputnik, Александр Малнач. Уже сегодня, 10 октября, театральный фестиваль "Золотая маска в Латвии" представит публике трагедию "Царь Эдип" афинского поэта Софокла в постановке Римаса Туминаса. Это один из самых громких и прекрасных российских спектаклей. Взвинчены все: и зрители, и актеры и журналисты. Цены не так уж и кусаются.

Трагедия древнегреческого драматурга Софокла нашла свое новое сценическое воплощение в сотрудничестве Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова и Национального театра Греции. В спектакле задействован настоящий греческий хор, без которого античный театр вообще не театр. Хор в костюмах-тройках и с бабочками, а царь Эдип весь в белом и играет на саксофоне.

Две с половиной тысячи лет пролетело, как не бывало. Виктор Добронравов, Людмила Максакова и Евгений Князев - актеры Вахтанговского театра, занятые в главных ролях, встретились с журналистами перед спектаклем, чтобы поговорить о театре, мистике, судьбе и нелегкой доле артиста.

Театр, который вскрывает душу

"Самое главное предназначение театра — врачевание души", - начал с высокой ноты речистый Евгений Князев.

Недаром древние греки строили театры по соседству с храмами, посвященными богу медицины Асклепию. Строили огромные театры на полтора десятка тысяч мест. И театры не пустовали. Как занемогло человечество две с половиной тысячи лет назад, так и не может свергнуть иго болезни — стремление к власти, богатству и угрызения совести от проступков, совершенных по дороге к искомому. "Люди не меняются", - подчеркнул актер.

Медицинская терминология здесь уместна. Асклепий означает по-гречески "вскрывающий". Вот театр и вскрывает душу, у кого она операбельна.

"Если в каких-либо спектаклях это удается, чтобы зритель воспринял, пустил к себе в душу, прикоснулся к чему-то необычному, подумал о чем-то и изменился, то это прекрасно. В этом случае театр существует не зря", - уверен Князев.

Князев играет в спектакле прозорливого старца Тиресия. Журналисты поинтересовались у актера насчет мистики в этой постановке.

"Наш руководитель Евгений Рубенович Симонов всегда учил нас играть "надзвездно". "Зажги люстру внутри себя и играй надзвездно", - говаривал он. А мы играли премьеру "Царя Эдипа" в античном амфитеатре в Эпидавре, под открытым небом. А когда закончился спектакль и погасли софиты, над нами выявилось огромное небо с луной и мириадами звезд. И тут ты понимаешь, что ты песчинка на земном шаре. Вот это была мистика", - поделился Князев.

Итак, разница во времени несущественна. Но ритм жизни меняется, технологии развиваются, и продолжительность театральной операции сокращается. "Царь Эдип" идет всего час сорок. По словам Князева, режиссер выпустил из трагедии Софокла так называемые длинноты.

"Иначе, какие бы блистательными ни были артисты, современного зрителя не заставишь слушать все, что и как это было когда-то написано. Человек привык торопиться. Но мысль из пьесы не выкинута. Мы шли не за сюжетом, а за мыслью, которую Римас Туминас пытался донести до нас и до зрителя", - заверил актер.

Эдиповы метаморфозы

А Виктор Добронравов изложил суть метаморфозы царя Эдипа, давшей имя целому комплексу психологических переживаний, следующим образом: "Эдип видел и был слеп. Он ослеп и прозрел". Добронравов в спектакле исполняет роль убийцы собственного отца и мужа собственной матери.

Но, по словам актера, с 2017 года, когда выпускался "Царь Эдип", характер постановки тоже претерпел изменения.

"Спектакль растет, развивается. Первоначально финал был трагично-драматичный. Я страдал, я плакал. А сейчас финал другой - светлый. Эдип принимает случившееся, начинает отделяться от своей телесной оболочки. Он уже не страдает, он светел", - рассказал Добронравов.

Тогда журналисты спросили у участников спектакля, верят ли они в рок. На это вопрос ответила Людмила Максакова, исполняющая роль Иокасты.

"А кроме судьбы в общем-то больше ничего и нет на земле. Если кто-то думает иначе, его ждут потом очень большие сюрпризы. Если вы не верите в то, что человек - подобие образа Божьего, то у вас будут большие сложности в дальнейшем. Если вы думаете, что вы владеете миром, вы заблуждаетесь. Об этом и "Царь Эдип". Иокаста бросает вызов богам, но судьба оказывается сильнее. В этом смысл роли Иокасты, которой Туминас придавал очень большое значение", - сказала актриса.

Все для людей и во имя людей

И дальше Максакова заговорила о наболевшем.

"Все спектакли, в которых я участвовала, получали "Золотую маску": художник, гример, осветитель, режиссер, художник. Вот за "Царя Эдипа" "Маску" получили режиссер и художник. Я - никогда и ничего. Я невинна совершенно. Даже за "Пиковую даму", которую мы играли у вас в Риге и так загоняли электронный "круг судьбы", в который попал и который пытается разорвать Герман, что тот перегрелся, и мы на полчаса задержали спектакль. Не потому, что мы надменно решили зрителя помучить, а из-за технической накладки. Но нам ее не простили. Нам сказали: "Вы такие надменные". Вообще сегодня актер так уязвим, как никогда. Сегодня актер каждую секунду подвержен риску уничтожения. Он платит за свою известность остротой несправедливых высказываний. До появления интернета я думала о людях иначе. Я не знала, что они такие страшные, злобные. Но вопреки всему мне придется сегодня выйти на сцену и открыть вам душу и сердце, если даже все намерены в нее плюнуть. Мне все равно, я буду выполнять свою миссию".

"Мы это делаем для людей, про людей и во имя людей", - поддержал своего учителя и коллегу Князев. А Виктор Добронравов вернулся к теме судьбы: "Да - рок. Но важно не смириться, а принять и не сдаваться. Не плыть по течению, а с этим течением бороться".

На этой роковой в своей неустойчивости ноте разговор не закончился и, по-видимому, не закончится никогда, пока человека раздирает стремление к жизненному успеху и внутренней гармонии. Во всяком случае, актеры Вахтанговского театра намерены его продолжить на сцене театра "Дайлес" уже сегодня вечером.

Спектакль "Царь Эдип" удостоен премий "Хрустальная Турандот" (Лучший спектакль сезона 2016-2017), "Звезда театрала" (Лучший спектакль. Большая форма, 2017), премии МК (Лучший спектакль, 2017), "Гвоздь сезона" Союза театральных деятелей России (2018). Номинации на премию "Золотая маска" 2018 года в категориях "Лучший спектакль в драме, большая форма", "Лучшая работа режиссера", "Лучшая работа художника".

По теме

Кружение дервишей под музыку флейты ней: в Риге пройдет фестиваль RUMI FEST
Фейерверк, Мирей Матье, офицерский бал: закрытие фестиваля "Спасская башня"
Фестиваль " Золотая маска" снова приедет в Латвию
Теги:
фестиваль "Золотая маска в Латвии", фестиваль
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik