В среду, 26 августа, в Риге начались досрочные муниципальные выборы, хотя основная дата выборов в Рижскую думу - 29 августа. Как всегда, не дожидаясь последнего дня и очередей у избирательных урн, я пошел голосовать одним из первых. Досрочные выборы позволяют серьезно разгрузить избирательные участки, и те, кто идут голосовать, не дожидаясь последнего дня, голосуют практически без очереди, что в наши пандемийные времена не только удобно, но и более безопасно.
Ковидные парадоксы
В рижской школе, где я голосовал, работают два избирательных участка. В фойе голосующих встречают две дамы за столиками, в защитных шлемах, с пачками бесплатных для избирателей масок и одноразовых перчаток.
Как они сообщили, большинство избирателей пользуется предлагаемыми средствами защиты, часть приходит уже со своими. Интересно, это все те же люди, которые в общественном транспорте ездят без масок и перчаток? Но все же те, кто не пользуется средствами безопасности, – в меньшинстве.
Для самих работников избирательных участков ношение масок и перчаток обязательно. Поэтому многие опытные работники на этих выборах не участвуют – отработать многочасовую смену за относительно небольшие деньги захотели не все.
Впрочем, маски масками, а идентификация голосующих своим чередом. Когда предъявляешь паспорт или ID-карту, работник просит маску снять, чтоб удостовериться, тот ли человек за ней скрывается. Причем процедуру приходится повторять дважды.
Кто имеет право избирать ?
Те, кто живут неподалеку и приписаны к этим избирательным округам, находятся в списках избирателей. Их конверты попадают в урну участка, которая вскроется после выборов. Но есть и другие, имеющие право голоса. К таким, например, относятся граждане, декларированные в других районах города, владельцы имущества в Риге (среди которых могут быть латвийские граждане, декларированные в других городах) и граждане других европейских стран, внесенные в регистр избирателей).
Инвалиды, очень пожилые люди и люди, находящиеся на режиме самоизоляции, в том числе и с поставленным диагнозом COVID-19, могут проголосовать из дома.
Кроме того, голосовать на наших муниципальных выборах могут и граждане Евросоюза, оформленные в регистре жителей. То есть немецкий гражданин, декларированный по какому-нибудь рижскому адресу, имеет возможность проголосовать на муниципальных выборах, а негражданин, всю жизнь проживший в городе, – нет.
Особенность рижских выборов в том, что судьбу жителей города, в котором 42% латышей и 58% лиц другой национальности, решает гражданское общество, среди которого пропорция обратная — примерно 60% латышей граждан и 40% граждан других национальностей.
Вопрос пассивности неграждан риторический. Никакое политическое поражение и ущемление их прав не заставят эту публику встать с дивана. У большинства из них причина негражданства - обида. Что, кстати, совершенно не мешает тому же большинству иметь детей граждан Латвии и гордиться их гражданской позицией.
Контроль над надзором
С голосами не приписанных к избирательному участку персон особый разговор. Их голоса попадают не в урну, а в отдельный конверт. И за ними отдельный надзор. Время их голосования тщательно фиксируется, и сам факт голосования посылается электронно в ЦИК.
На прошлых выборах периодически складывались непредвиденные перебои интернета, при которых голоса таких выборщиков избирательная комиссия не могла принять: нет интернета – нет соединения с ЦИК, соответственно, нет и возможности проголосовать.
Сейчас правила другие: голос примут в любом случае, причем зафиксируют и время его подачи. Что же мешает нечестному человеку в такой ситуации обойти несколько участков и проголосовать везде?
По нынешним правилам, данные всех проголосовавших лиц фиксируются по времени. Голоса избирателей, которые проголосовали вне участков, к которым они приписаны, хранятся в том самом отдельном конверте.
Если голосовавший посетил несколько участков, то система отмечает все случаи повторного голосования и действительным считает только первое голосование, а все остальные аннулирует. К сожалению, работники избирательных участков, не смогли мне пояснить, какое наказание ждет мошенника.
По моему скромному мнению, при такой системе наблюдать за выборами нужно не только на участках, но и дигитально, чтобы предотвратить возможность махинаций.
Возможность же махинаций со стороны членов избирательных участков не слишком велика – как правило, в избирательных комиссиях сидят представители разных партий, которые бдительно следят друг за другом.
О чем говорят ручки
Как всегда досрочное голосование проходит в очень свободном режиме, без очередей, хотя и набирает популярность. Когда я пришел голосовать, из избирательного участка выходили люди, пока разбирался со списками, дважды заходили люди и, быстро выбрав свой список, ставили плюсики своим фаворитам, а затем, заклеив конверт, шли к урне.
Когда я выходил, пришла целая компания молодежи. Постояв около участка минут 15, я видел примерно такое же число заходящих и выходящих людей. О большом наплыве голосующих свидетельствовала коробка с использованными масками и перчатками, а также коробка с использованными ручками. С этими ручками, кстати, отдельная история.
Госконтроль упрекнул ЦИК, что те, дескать, хотят в связи с коронавирусом потратить много денег на ручки. Мол, писать ими можно долго, а закупается их огромное число.
Ручек действительно много, почти все голосующие приходят без своих письменных приборов. Первый раз человек использует эту ручку, расписываясь за полученный конверт, второй раз - когда ставит плюсики понравившимся ему кандидатам и вычеркивает тех, кому не доверяет.
Возле урны для голосования стоит коробка с использованными ручками. Но, по сути, никто не следит, положил проголосовавший ручку или забрал себе. Как будут дезинфицировать использованные ручки тоже отдельный вопрос. Пока ручек хватает, и на участках этим вопросом не задаются. Потом, может, будут протирать спиртом.
Плюсы-минусы и выбор партий
Система отметок на выборах у нас одна и та же много лет. Опустить в конверт можно только один список. Если в конверте два списка или больше, или, напротив - ни одного, то такой голос не засчитывается.
Некоторые используют такое голосование как протест и поступают очень глупо. В результате голос делиться пропорционально между лидерами политической гонки. Если, скажем, партия "А" получает на выборах 50%, партия "Б" и "В" 20%, а партии "Г", "Д", "Е" - менее 5%, то голос такого протестующего (проголосовавшего против всех) распределяется между прошедшими пятипроцентный барьер партиями "А", "Б" и "В". То же происходит и с голосами, отданными за партии аутсайдеры "Г", "Д", "Е".
Понравившихся кандидатов можно отметить в списке плюсиком, а нежелательных – вычеркнуть. Бюллетени с другими отметками считаются порчеными, и голос распределяется между партиями, прошедшими барьер в 5%. Поэтому не надо смайликов, пожеланий удачи, стихов на полях и проклятий. Это все не работает, точнее, работает против избирателя.
Каждые выборы я совершаю одну и ту же процедуру, благодаря которой надолго задерживаюсь на участке. Я беру все листки с партиями и кандидатами, и во всех списках ставлю плюсики тем, о чьей принципиальности и хороших делах наслышан, а также вычеркиваю тех, кто, по моему мнению, дискредитировал себя ранее.
Всегда даже списки Национального объединения так прорабатываю, хотя голосовать за них, никогда не собирался. Это помогает мне окончательно определить, какой партии я доверяю, а какой нет. С вычеркиваниями у меня довольно плохо, я вычеркиваю мало. Плюсиков же ставлю много. Проработав все списки, выбираю листок, где плюсиков больше, вычеркиваний меньше.
Кто вы такие, я вас не знаю
На выборах в самоуправления у кандидатов, по-моему, есть три достоинства: позитивный опыт хозяйственной деятельности, репутация честного человека и политическая позиция, совпадающая с моей. Порой эти качества не пересекаются. Но каждое из этих качеств заслуживает плюса.
Вычеркиваю я тех, кто попался на горяченьком. Например, на манкировании служебным положением, на воровстве, на неисполнении обещаний.
Конечно, у меня, как правило, есть один-три списка лидеров, и большинство среди них - "русские" партии. Но мне интересно проверить и другие.
Не секрет, что большинство латышских партий на русскую рекламу не тратятся, как и не слишком охотно общаются с русскими изданиями. В результате я большую часть кандидатов латышских партий просто не знаю. Не могу сказать о них ничего хорошего и ничего плохого.
Они не рассчитывают на мой голос и мою беспристрастность, и зря. Потому что у меня даже в списке Национального объединения с Латвийским объединением регионов есть один плюсик, поставленный честному, интеллигентному и принципиальному человеку.
Естественно, что среди тех партий, что вели агитацию и на русском, моих плюсиков больше. Также естественно, что среди кандидатов партий, исторически считающих меня своим электоратом, у меня больше знакомых, за чьими обещаниями и их исполнением я слежу тщательнее, а также больше и детальнее знаком с программой и компетентностью кандидатов.
Так, на этих выборах из 15 списков в пяти у меня не было никаких отметок, еще в пяти было по одному плюсу. В двух списках у меня оказалось по четыре плюсика, (кто виноват, что их не знаю), в одном 13 плюсиков, еще в одном - 15, и в списке-лидере - 17.
Конверт в урну я бросал с осознанием выполненного гражданского долга.