РИГА, 19 ноя — Sputnik. Бывший министр транспорта Робертс Зиле (пост занимал с 7 ноября 2002 года по 9 марта 2004 года) напомнил об этом постановлении и подчеркнул: национальные министерства сообщения должны к середине 2026 года объявить, что они будут делать с этими путями.
"Я не слышал, чтобы министр сообщения Швинка собирался демонтировать российскую колею за Даугавпилсом и Резекне, — заявил Зиле, — но думаю, что заинтересованные лица этого не допустят. И у министерства обороны тоже должно быть свое мнение. Изменение ширины колеи обойдется чрезвычайно дорого, и ЕС денег на это не выделит. А если и выделит, то в очень ограниченном объеме. Проблема с шириной колеи в Латвии та же, что и в Литве с Эстонией. Литва тоже связана железнодорожными путями с Калининградом, а это территория России. Тогда наши будут кричать: мы, дураки, разбираем пути, а литовцы зарабатывают! Но до лета нужно решить, что делать с этими путями. Если наше правительство так боится не выполнять решения, то будет их выполнять".
Бывший министр сообщения Улдис Аугулис (в кабинете Домбровскиса и Кучинскиса) считает, что пути за Даугавпилсом и Резекне, ведущие в Россию, следует перестроить по европейскому стандарту: "Их нужно не полностью сносить, а перестроить. Необходимо построить узкоколейку. Конечно, нужны инвестиции. По крайней мере, я бы так сделал. Железнодорожные пути за Даугавпилсом и Резекне разбирать не стоит, поскольку именно эта железная дорога позволит быстро эвакуировать людей с границы в случае необходимости. Инженеры должны рассчитать, как сделать узкоколейку".
Вилис Криштопанс, бывший министр сообщения (1995–1998), придерживается другого мнения. Он считает, что железная дорога никому не мешает, и могут настать времена, когда Латвия снова будет сотрудничать с РФ.
"Мы снесем железнодорожные пути в Россию, а потом будем строить их заново? Эти пути кому-то мешают? Сейчас об этом спорят глупцы", — убежден Криштопанс.
"Более того, надо понимать, что все еще перевозятся некоторые грузы из Казахстана и Узбекистана. Я встречаюсь с послами этих стран, и они просят: дайте нам жить, ведь у нас нет портов! Если мы запретим перевозку этих грузов через наши порты, они повезут их в Клайпеду. Литовцы сейчас живут неплохо, потому что снабжают Калининград. Конечно, можете называть меня "ватником", но я не понимаю тех, кто кричит: надо демонтировать рельсы, надо закрыть границу! Зачем? Почему Польша не закрывает границу с Беларусью? Потому что через Польшу проходят китайские грузы на 25 миллиардов евро. Мир не черно-белый", — говорит Криштопанс.
Мы в агонии, транзита нет
Андрис Кулбергс, член комиссии Сейма по народному хозяйству, аграрной, экологической и региональной политике, руководитель Парламентской конференции Балтийского моря, также задался вопросом о целесообразности демонтажа железной дороги, но главы МИД и министерств сообщения трех стран не могут договориться. "Честного ответа я так и не получил, — признал Кулбергс. — Только эстонцы заявили, что этот вопрос не может решить одно балтийское государство, это должны сделать все три страны Балтии совместно. Мы настолько разобщены по столь многим вопросам, что стреляем друг другу в ногу".
Следующий важный вопрос, по словам Кулбергса: перейдем ли мы на европейскую колею? "Это было бы решением всех стран Балтии, а не только Латвии. Следует учитывать, что пять лет назад объем грузовых перевозок в Латвии составлял 60%, а пассажирских – 40%. Сейчас же пассажирских перевозок – 80%, а грузовых – всего 20%. Это означает, что грузов просто нет. Поэтому на вопрос о закрытии границ можно ответить довольно просто: ни к какой трагедии в экономике это не приведет. Конечно, это сильно ударит по некоторым предприятиям, но три страны Балтии могли бы сделать это сообща. Однако после разговора на ассамблее я понял, что соглашения не будет. Но такое соглашение возможно не на уровне министров сообщения, а на уровне премьер-министров", – считает Кулбергс.
Третий важный вопрос: о субсидиях. "Снести пути можно быстро. Построить их гораздо сложнее. Это около 100 миллионов евро. Это цифра, с которой необходимо считаться, если мы хотим вообще сохранить железнодорожную инфраструктуру. С военной точки зрения правильнее было бы перейти на унифицированную модель. Мы должны изменить свое мышление: мы агонизируем, транзита нет, поэтому мы должны забыть о том, как заработаем на грузоперевозках. Ни один из этих вопросов не является исключительно латвийским, это вопросы стран Балтии. Это означает взять на себя руководство и принимать смелые решения. Люди не понимают, что латвийская железнодорожная инфраструктура была построена в 1868 году, и ни один министр ни копейки не вложил в ее улучшение. А латвийская железнодорожная инфраструктура сейчас находится в таком критическом состоянии, что никто даже не может себе этого представить".