Литовские мусульмане не могут поделить мечети

Два муфтията Литвы не согласны по поводу того, как исламские общины должны взаимодействовать друг с другом и с государством
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 20 окт — Sputnik. Депутат Сейма Литвы Даля Асанавичюте инициировала в парламенте встречу представителей двух татарских общин, которые не могут договориться по вопросам культурного наследия.
В Литве два муфтията: в первый входят представители литовской татарской общины (липки), второй был создан в 2019 году. Представители первого муфтията говорят о том, что их традиция относится в первую очередь к культуре, и считают, что мечети должны принадлежать государству, а представители второго утверждают, что мусульманская культура может существовать только в виде ислама, то есть на религиозной основе, поэтому мечети принадлежат всем мусульманам.
"В течение всей нашей истории у нас всегда жили татары и мусульмане, которые исповедовали ислам. Они жили, строили свои мечети, там молились, служили, и эти мечети по праву всегда принадлежали литовским татарам. После возвращения независимости опять возродилось и религиозное общество, в том числе и культурное общество татар. Они жили совместно, и все было нормально. Но в 2019 году появился второй муфтият, то есть была основана другая религиозная община, которая, как выясняется, начала выживать исторических татар и мусульман Литвы из мечетей", – говорит Асанавичюте.
Священники и эксперты спорят об угрозе исламизации Латвии
По ее словам, государство может помочь "историческим мусульманам" отстоять свои права.
"Конечно, государство вообще в религию не вмешивается. Но оно может отстоять права исторического меньшинства, у которого уже нет страны или исторического государства. У татар, как мы знаем, такого государства нет", – напоминает Асанавичюте.
По словам исследователя татарской культуры в Литве Тамары Байрашаускайте, культура литовских татар уникальна.
"Татары построили свои мечети. Вокруг этих мечетей крутилась вся жизнь этих общин. И сегодня вся эта культура настолько не похожа на остальную исламскую культуру, что ее изучают, и конечно, ее надо изучать еще и еще", – говорит исследовательница.
По ее словам, вновь прибывшие в Литву мусульмане очень быстро сориентировались, что здесь есть мусульманская платформа, которая создавалась несколько сот лет и которую можно использовать, и стали это делать.
"Литовских татар, на самом деле, просто учат, как жить, то есть как молиться, что думать, какие обряды проводить. Я не могу сказать, что их заставляют, но их учат, что они неправильно понимают, что такое религия, они не понимают, как нужно общаться. И что все должно принадлежать мусульманам, потому что мусульман нельзя разделять на государства, это одна большая глобальная община. И зоны влияния делают историческую общину заложницей всех этих тенденций и процессов", – поясняет исследовательница.
Как живут и кем работают трудовые мигранты в Литве
Одним из примеров подобного "присвоения" стала Каунасская мечеть, которая находится в подчинении второго муфтията.
"Не надо, наверное, закрывать глаза на то, что ее отобрали у общины. Мечеть, которую она построила сама, с помощью государства, потому что у нее не было столько средств, чтобы построить каменную мечеть, но она построила. Из этой мечети сделали бог знает что. Ее превратили в типичную мусульманскую мечеть. Она уже потеряла свой прежний облик и внутри, и снаружи. По-моему, ее просто испортили настолько, что она уже перестала быть культурным наследием литовских татар. Это беда общины", – возмущается Байрашаускайте.
Бывший глава татарской общины Литвы Адас Якубаускас называет создание второго муфтията ошибкой.
"Мы тогда сигнализировали правительству, министерству юстиции, другим структурам, мы информировали их, что мы слишком маленькая община и нам второй муфтият не нужен. У нас всего лишь 3000 человек. Но государство посмотрело иначе и разрешило, чтобы такой муфтият был", – говорит Якубаускас.
По его мнению, без поддержки религиозной общины со стороны государства не обойтись.
"Мы не в состоянии содержать своих духовников. Мы слишком маленькие, чтобы проводить более или менее серьезные культурные мероприятия, внедрять какие-то проекты. Поэтому нам нужна поддержка от государства. А вот противоположная сторона пытается получить поддержку извне, что для нас из принципа нежелательно. Мы этого не хотим. Мы хотим, чтобы финансирование было со стороны Литовской Республики или со стороны европейских фондов. Вот это существенная разница нас и разделяет", – объясняет он.
Нужно ли объединение русских Литвы
Он считает, что противопоставления культуры и религии в данном конфликте можно было бы избежать.
"Мы хотели бы иметь единую организацию, которая представляла бы, собственно, литовских татар, а литовские татары представляли бы мусульманскую общину. Мусульманская община была бы представлена через литовских татар. Сейчас получается иначе. Доминировать начинают люди, которые приехали из разных стран мира, и эта ситуация нас не устраивает.
Община литовских татар – это автохтоны этой земли, и проблемы, которые в том числе связаны и с религиозной жизнью, должны быть представлены через литовских татар. Это видение, я думаю, для государства тоже было бы приемлемо", – заключает он.
Муфтий второго муфтията Александр Беганский уверен, что на первом месте для татар должен быть ислам, а не традиционная культура.
"Ислам не может быть татарским, он не может быть литовским, он не может быть арабским, турецким или каким-то еще. Ислам есть ислам. Если в литовских законах написано, что здесь признана мусульманская суннитская конфессия, то мы и должны соответствовать Корану, а именно Сунне нашего пророка Мухаммеда, мы должны руководствоваться им", – говорит муфтий.
По его словам, и жившие в Литве 600 лет назад татары не знали другой культуры, нежели ислам, поэтому в их наследии остались только мечети и кладбища.
По его мнению, татары, живущие в Литве, не могут в культурном плане представлять всех татар в совокупности. И сейчас самое время обогатить татарскую культуру и другими сохранившимися артефактами.
Татары и башкиры Латвии провели субботник на мусульманских кладбищах Риги
По его словам, второй муфтият появился в ответ на отсутствие диалога внутри общины.
"Я пытался сохранить один муфтият. Мы и Клайпедская мусульманская община, и Каунасская мусульманская община, и Вильнюсская мусульманская община, и другие общины пытались много раз собраться, сделать общие выборы муфтия, по уставу, но у нас все не получалось и не получалось. Мы вместо того, чтобы работать во благо своей страны, во благо религии, во благо своей нации, были включены в разборки между собой.
К сожалению, эти разборки затягиваются, они к чему-то доброму, хорошему не приводят. Поэтому с моей личной стороны было принято такое решение, что лучше давайте сделаем два муфтия, и будет больше конкуренции. Но, к сожалению, получилось так, что одни работают, а другие начинают вставлять им палки в колеса", – сетует Беганский.
Кроме того, подчеркивает он, не все литовские татары – мусульмане.
"К сожалению, сегодня даже некоторые татары не являются мусульманами, они открыто это афишируют и декларируют. Было бы наивно и смешно отдать, например, управление костелов или церквей литовским язычникам", – говорит он.