Днем литовцы призывают помогать украинцам, а ночью покупают тела украинок

Проституция в Литве запрещена, и вовлеченным в нее украинским беженкам сложно получить помощь и поддержку
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 11 дек — Sputnik. В Сейме Литвы состоялась международная конференция "Травма войны и защита прав человека для женщин". В рамках мероприятия Кристина Мишинене, руководитель Центра по борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией, подняла проблему вовлечения украинских беженок в проституцию на территории Литвы.
Точной статистики о количестве украинских женщин, вовлеченных в проституцию в Литве, нет, но эксперты считают, что после 2022 года их число резко выросло. Среди них — учительницы, медсестры, молодые девушки, едва достигшие совершеннолетия, а также пожилые женщины.
"Их истории очень похожи. Некоторые из них уже знали, что будут делать в нашей стране, некоторых обманули и заманили", – говорит Мишинене.
"Моя кровать - твоя кровать": как Запад принимает украинских беженцев
По ее словам, в Литве с гордостью говорят о помощи Украине и военным беженцам, радуются отсутствию официально зафиксированных случаев эксплуатации и торговли людьми. Однако в реальности ситуация обстоит иначе.
"Днем мы собираем пожертвования для поддержки Украины, а вечером у нелегальных публичных домов выстраиваются очереди покупателей. Среди них – наши мужья, братья, сыновья, сослуживцы. Сегодня они формируют спрос на дешевые тела по низкой цене", – говорит Мишинене.
В Литве существует международная сеть эксплуатации женщин: "Женщину неделю держат в Вильнюсе, неделю – в Каунасе, Клайпеде, Праге, Барселоне, Мадриде".
Проституция в Литве запрещена законом, а правоохранительные органы наказывают как тех, кто предоставляет "услуги", так и тех, кто их покупает.
"Единственный ответ, который наши ведомства принимают против этого правонарушения, то есть то, что они могут предложить людям, занимающимся проституцией, – это штраф. У нас нет механизма выхода из этой проблемы, нам нечего предложить людям, которые хотят уйти, начать другую жизнь, у нас нет мер защиты, нет социальных программ.
Полиция: Латвия рискует стать столицей секса
Женщинам, занимающимся проституцией, предлагают дать показания в деле против сутенеров – если ты потерпевшая, если ты считаешь себя жертвой, свидетельствуй, давай показания. И тогда ты становишься полезной – может быть, некоторые прокуроры смогут выявить торговлю людьми", – говорит Мишинене.
По ее словам, именно такая ситуация приводит к тому, что в Литве нет громких случаев торговли людьми. На сегодняшний день известно об одном случае в Западной Литве, когда усилиями правоохранительных органов была ликвидирована очень небольшая сеть организованной проституции.
Выявление таких преступлений – дело непростое и требует от жертвы высокого уровня сознательности и готовности сотрудничать с правоохранительными органами. Однако людям, вовлеченным в проституцию, нелегко сотрудничать с правоохранительными органами и давать показания по делам.
Например, по словам Мишинене, некоторые женщины, занимающиеся проституцией в Литве, вынуждены содержать свои семьи, некоторые из которых составляют от 10 до 15 человек на Украине. "Представьте, какая тяжесть и ответственность лежит на их плечах", – сказала она.
Риски трудового рабства для украинцев в Латвии: депутат Сейма обозначил проблему
Оказавшись в Литве, женщины, занимающиеся проституцией, часто зависят от своих эксплуататоров и избегают обращаться за помощью. Министерство социальной защиты и труда, добавляет эксперт, также идет вслед за правоохранительными органами – материальную помощь получают только те жертвы эксплуатации, которые сотрудничают с правоохранительными органами.
"Женщины-мигранты в таких ситуациях чувствуют себя небезопасно, абсолютно незащищенными и брошенными на произвол судьбы. (...) Нам отчаянно необходимо объединиться и потребовать, чтобы женщины, занимающиеся проституцией, перестали быть жертвами. Женщина, которую наказывают, не будет просить помощи, не будет говорить, она будет просто бежать, прятаться и чувствовать себя подвешенной на этих двух крючках – правоохранительных органов и сутенера", – негодует Мишинене.