Школа не может заставлять русских детей на переменах общаться на латышском - омбудсмен

В Бюро омбудсмена заявили, что школа не имеет права заставлять русских детей на переменах общаться на латышском языке
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 18 сен — Sputnik. Журналистам в начале нового учебного года стало известно о фактических запретах ученикам основных школ использовать любой негосударственный язык для личного общения в школе. Как минимум в одном случае такое условие было закреплено в "Правилах внутреннего распорядка".
Формулировка такая: "В Учреждении (на уроках, переменах) и на организуемых Учреждением мероприятиях (экскурсиях, классных вечерах и т. д.), а также, представляя школу за ее пределами, использовать установленный в Латвийской Республике государственный язык — латышский язык".
Эти же правила предусматривают и дисциплинарные меры за невыполнение обязанностей — от устного замечания до привлечения Сиротского суда.
В этой связи журналисты обратились в Бюро омбудсмена, которое дало разъяснения по этому вопросу.
- Подлежит ли регулированию частное (неформальное) добровольное общение учеников на территории или в здании школы (например, во дворе, коридоре, столовой, гардеробе, туалете и т.д.) на переменах, до и после уроков?
- Нет, частное общение между учениками на переменах, до или после уроков должно быть оставлено на усмотрение самих учеников. У школы нет оснований ограничивать язык общения в этих случаях. Ученики [в качестве] частных лиц могут делать [все] то, что не запрещено нормативными актами. Внешние нормативные акты не ограничивают использование языков в частном общении между людьми, которые хотят общаться на каком-то конкретном языке языке.
Запрет на русский в школах может оставить Латвию без людей: что говорят рижане о плане МОН
Статья 2(3) закона о государственном языке устанавливает, что закон не распространяется на использование языков в неформальном общении жителей Латвии. На перемене между учениками происходит неформальное общение, следовательно, на перемене ученикам должно быть позволено разговаривать друг с другом на языке по их выбору, и этот вопрос не должен регулироваться.
Общение между учениками и персоналом школы на перемене не является неофициальным и поэтому должно происходить на государственном языке.
Если ученики для общения между собой на школьной перемене используется какой-то другой язык, следует учитывать, что его использование не [должно] исключать учеников, которые этот язык не знают или не хотят общаться на нем. В ситуации, когда собеседник не использует иностранный язык, использование иностранного языка ограничивается положением пятого абзаца преамбулы Конституции Латвийской Республики о том, что латышский язык, как единственный государственный, является основой сплоченного общества, а также положением статьи 54 (4) закона об образовании, устанавливающей обязанность ученика — уважать права и интересы других лиц.
- Является ли пребывание ученика за пределами школьной территории в школьной форме или с символикой школы (эмблемы, логотипы, надписи на одежде, сумке и т.д.), по которой можно идентифицировать школу, "представлением школы"?
- Нет, представление школы — это участие учеников в предметных олимпиадах городского (краевого) и государственного уровня, спортивных соревнованиях, концертах хоровых и других творческих коллективов и других мероприятиях, организованных для учеников.
- Является ли процитированное выше требование законным (соответствует ли оно законодательству Латвийской Республики, в том числе Сатверсме, и международным обязательствам Латвийской Республики)?
- Нет, установленная внутренними правилами школы обязанность и в частном общении во внеурочное время использовать латышский язык является чрезмерно ограничивающей.
- Предусматривает ли законодательство Латвии право родителей ученика требовать внесения изменений в правила внутреннего распорядка школы или аналогичный нормативный акт? Какая процедура предусмотрена законодательством Латвии для реализации такого права?
— Да, родители учеников имеют право инициировать изменений правил внутреннего распорядка школы. Общеобразовательное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать для себя правила внутреннего распорядка. Это устанавливает статьи 10 (3-2) закона об общем образовании. Этот же закон в статье 9 (1-11) устанавливает, что в положении об образовательном учреждении должен быть определен порядок принятия правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Поэтому родителям необходимо ознакомиться с положением школы о внесении изменений в правила внутреннего распорядка и действовать соответственно. Инициатива также может быть реализована при посредничестве совета школы, где представители родителей составляют большинство. В соответствии с статьей 31 (3-31) закона об образовании совет школы имеет право вносить предложения относительно прав и обязанностей учеников и сотрудников учреждения.