РИГА, 13 сен — Sputnik. Эстонские журналисты проехались на поезде между тремя балтийскими столицами. Это заняло у них двое суток.
Поезд отправляется с Балтийского вокзала в Таллине в 07:15, поездка до конечной станции в Валга будет длиться 3 часа 32 минуты.
Вокзал в Таллине - самый благоустроенный и наиболее удачно расположенный среди трех столичных вокзалов стран Балтии. Он находится, с одной стороны, в паре шагов от Старого города, а с другой - и совсем рядом с районом Каламая, который с недавних пор тоже считается туристически привлекательным местом. Благоустроенная привокзальная площадь является полностью дружелюбной для маломобильных групп населения.
Единственная проблема эстонского вокзала - это то, он уже не совсем вокзал: в самом здании находится магазин и офисы, а все билетные кассы перенесли в павильон напротив, в котором большая часть пространства отдана популярной сети быстрого питания.
В будущем функции вокзала возьмет на себя строящийся в Юлемисте терминал Rail Baltica, на котором также будут останавливаться и местные поезда восточного и юго-восточного направления.
Отправляемся на поезде Stadler Flirt; эти поезда уже 10 лет исправно служат на железных дорогах Эстонии, а уже в следующем году их дополнят новые поезда от Skoda.
В 10:47 прибываем в Валга, где ждем поезда до Риги около четырех часов. Поскольку эстонцы и латвийцы не синхронизируют расписания своих поездов, пересадка может быть и очень длинной, а может длиться всего несколько минут, а то и секунд, если эстонский поезд опоздает.
В 14:52 выезжаем из Валга на поезде, относящемся ко временам Советского Союза. Латвийцы пока что успели полностью поменять свои электрички на новенькие поезда от Skoda, а дизельные составы до сих пор остались производства Рижского вагоностроительного завода. Запчасти к ним достать невероятно сложно, поскольку их уже почти никто не выпускает, а немногочисленные производители находится под санкциями.
Неизвестно, когда появится возможность их заменить на более новые, учитывая, что весь бюджет был пущен на строительство Rail Baltica.
Прибываем на Рижский вокзал в 17:46. После завершения строительства торгового центра Origo, Рижский вокзал сам стал больше похож на отдел торгового центра. Вместо залов ожидания - отделы и забегаловки, а вместо удобных подходов к перронам - темные и обшарпанные коридоры без лифтов и хоть каких-либо удобств для маломобильных людей.
Вокзал как место комфортного ожидания поезда в Риге просто не существует: свой поезд ты ждешь либо в кофейне, либо в очередном ресторане с фаст-фудом, реже - прогуливаясь вдоль отделов торгового центра.
Состояние платформ также не вызывает положительных эмоций, потому что это скорее какой-то привет из 90-ых, чем современная железнодорожная инфраструктура. В отличие от Таллина, в Риге платформы ниже уровня пола новых поездов, что сводит на ноль их ориентированность на маломобильных пассажиров.
Привокзальная площадь не менялась со времен строительства Origo, и сегодня является популярным местом сборища различных асоциальных личностей. Инфраструктура вокруг вокзала также оставляет желать лучшего: несмотря на свое удобное расположение в центре города, он окружен сетью подземных пешеходных переходов, по которым приходится спускаться и подниматься, чтобы дойти до Старого города или центрального рынка.
Власти Риги надеялись исправить эти ошибки с появлением мультимодального хаба Rail Baltica, однако его строительство сложно назвать гладким, и сейчас все больше новостей о том, что поезда Rail Baltica на первое время вообще могут пустить в объезд Риги.
Пересадка на поезд до Вильнюса у нас заняла почти 22 часа - дизельный поезд Pesa 710М до литовской столицы отходит в 15:28. Этот поезд появился по инициативе литовской стороны, которая к настоящему времени планирует восстановить полноценное соединение с Таллином через Ригу и вернуть сообщение между Вильнюсом и Даугавпилсом.
У Литвы уже есть железная дорога европейского стандарта колеи и, соответственно, соединение с Европой. Также у литовской столицы нет серьезных проблем с Rail Baltica, главный хаб, которой будет находиться в Каунасе, в то время как Вильнюс будет лишь ответвлением.
На главный вокзал литовской столицы мы прибываем в 19:51. Здание вокзала, пожалуй, самое комфортное среди всех столичных вокзалов стран Балтии. На вокзале есть полноценная зона ожидания со скамейками, к каждой из которых проведена розетка, так что зарядить свой гаджет не составит проблем.
Литовцы не превратили свой вокзал в забегаловку, магазин или торговый центр. Вместо этого здесь несколько небольших кафе, где можно перекусить в ожидании своего поезда. Вместо нескольких запутанных подземных коридоров, как в Риге, в Вильнюсе он всего один и оснащен всеми необходимыми лифтами и эскалаторами, так что проблем у маломобильных людей не возникает.
Перед вокзалом изначально не было подземных переходов и крупный хаб литовской столицы доступен для всех без исключения. Однако привокзальная площадь немного выбивается из общего плана, так как на ней присутствуют неудобные ступеньки, да и сама она окружена автомобильной парковкой.
На втором этаже вокзала находится современный железнодорожный музей, который может удивить своей красочностью и интерактивностью.
Итак, поездка из Таллина в Вильнюс на поезде длится около двух суток с ночевкой в Риге, а стоимость всех билетов на поезда равна 52 евро на человека. В такой ситуации железнодорожное сообщение никак не может конкурировать с автобусным.
Исправить эту ситуацию должна Rail Baltica - время поездки из Таллина в Вильнюс сократится с восьми часов на автобусе до трех с небольшим часов на скоростном поезде. Но когда это произойдет - неизвестно.