РИГА, 3 сен — Sputnik. Латвийская национальная авиакомпания airBaltic уже более двух лет готовится к выходу на биржу. В преддверии первичного публичного размещения акций (IPO) стало известно, что после IPO государство планирует сохранить 25% плюс одну акцию, хотя в настоящее время государству принадлежит 97,97% акций авиакомпании.
Также компания сообщила, что в рамках подготовки к IPO airBaltic уменьшит уставной капитал на 571,293 млн евро - эта сумма пойдет на покрытие убытков за предыдущие годы. Уставной капитал airBaltic после сокращения составит 25,179 млн евро.
Компания решила объединить четыре существующих категории акций в одну, номинальная стоимость всех акций будет снижена до 10 центов.
Сейчас капитал компании состоит из 25 647 282 акций категории A номинальной стоимостью 10 евро каждая, 74 323 152 акций категории B номинальной стоимостью 3 евро каждая, 113 164 518 акций категории C номинальной стоимостью 1 евро каждая, а также 38 660 300 акций категории D номинальной стоимостью 10 центов.
Акционерам не выплатят компенсацию в связи с уменьшением номинальной стоимости этих акций.
В рамках IPO airBaltic хочет привлечь около 300 млн евро.
Накопленные убытки
Третьего сентября состоялась пресс-конференция касательно предстоящего IPO.
Министр сообщения Каспарс Бришкенс заявил, что более 500 миллионов евро, которые будут "списаны", уже являются историческими убытками.
Финансовый директор airBaltic Витолдс Яковлевс подчеркнул, что финансовое положение компании, в том числе убытки, не скрываются - авиакомпания регулярно публикует годовые и квартальные отчеты, они общедоступны и не являются секретом.
В финансовом отчете группы airBaltic за 2023 год видно, что накопленные убытки компании за предыдущие годы составили 685,9 млн евро, уставной капитал компании был 596 млн евро, а собственный капитал, то есть стоимость всех активов за вычетом обязательств, - отрицательный и составляет 47,9 млн евро. Поскольку собственный капитал airBaltic отрицательный, стоимость акций airBaltic в годовом отчете Госкассы также равна 0, сказал Яковлевс, подчеркнув, что эта информация всегда была общедоступной.
И Бришкенс, и глава авиакомпании Мартин Гаусс подтвердили свои прежние заявления о том, что airBaltic является стратегически важной балтийской компанией, которая за время своего существования заплатила около 400 млн евро налогов. Гаусс сказал, что за 29 лет работы авиакомпании государство инвестировало в airBaltic 526 млн евро, поэтому, учитывая уплаченные налоги, нельзя сказать, что государство потеряло все свои инвестиции, непокрыты только "около 100 млн евро".
"Нельзя говорить о том, что государство не может вернуть свои инвестиции", - сказал Бришкенс, указав, что если компания успешно выпустит свои акции на IPO, она сможет вернуть вложенное за счет выплаты дивидендов.
Павел Шнейерсон, исполнительный директор финансовой компании Capitalia, комментируя эти заявления, отметил: "Это правда, что уменьшение основного капитала сейчас является лишь "бухгалтерской" задачей, которая не меняет стоимость компании: она не увеличивает ее обязательства и не уменьшает активы. Это действие необходимо для привлечения новых инвесторов в процессе IPO: новые акции не могут быть проданы ниже номинала, но, к сожалению, новые инвесторы не оценят airBaltic в 600 млн евро (уставной капитал до сокращения).
Отрицательный собственный капитал, говоря простым языком, означает, что обязательства компании превышают балансовую стоимость ее активов. Это не означает, что рыночная стоимость компании также отрицательна. Однако следует признать, что эта "бухгалтерская" процедура ясно показывает то, что уже произошло: государство не вернет все деньги, которые оно вложило в спасение airBaltic. Сотни миллионов, которые были признаны убытками в 2020-2022 годах в результате кризиса, вызванного пандемией COVID-19, уже потрачены и никогда не вернутся.
Оправдан ли был план спасения airBaltic — сложный вопрос. Понятно, что в конечном итоге он обойдется в сотни миллионов евро. Но, несомненно, следует учитывать и налоги, которые платит компания, и ту пользу, которую она приносит жителям и бизнесу страны, обеспечивая удобное сообщение со всей Европой. Что очевидно, так это то, что министры сообщения, которые сменяют друг друга, не управляют процессом и не предоставляют обществу четкой информации".
Стоимость авиакомпании не снижается
И министерство сообщения, и представители авиакомпании на пресс-конференции во вторник подчеркнули: несмотря на уменьшение уставного капитала, стоимость авиакомпании не снижается.
Финансовый директор airBaltic Витолдс Яковлевс пояснил, что уменьшение капитала - это процесс, рекомендованный компании международными консультантами по IPO.
Гинтс Белевич, руководитель департамента финансовых рынков Luminor, комментируя решение airBaltic, заявил: "Если компания, готовящаяся к первичному размещению акций, имеет сложную структуру капитала, то нет ничего необычного в том, что предприятие перед тем, как предпринять стратегические шаги в сторону IPO, консолидирует основной капитал. Это касается и airBaltic, у которой четыре класса акций разной номинальной стоимости.
Важно понимать, что такой шаг не снижает стоимость компании и что доля государства в компании остается на прежнем уровне. Стоимость компании в случае IPO будет определяться потенциальными инвесторами и тем, сколько эти инвесторы готовы заплатить за долю в компании.
В любом случае этот шаг является необходимым условием для того, чтобы airBaltic в будущем успешно продвигалась к котировке на фондовой бирже, где у каждого жителя Латвии будет возможность участвовать в структуре владельцев предприятия".