РИГА, 15 авг — Sputnik. Сто лет назад латвийская газета "Сегодня" рассказала об интересной дискуссии, которая происходила в соседней Эстонии, на злободневную и сегодня тему — нужно ли преподавать русский язык в школе. Корреспондент газеты тогда еще назывался "ревельским", а не "таллинским", но многие аргументы покажутся современному читателю до боли знакомыми.
"Эстонская газета Rahvaleht недавно обратилась к своим читателям с предложением высказаться по весьма злободневному и интересному вопросу — о необходимости преподавания в школах русского языка.
Газета со своей стороны указывает, что министерство народного просвещения в настоящее время обращает внимание только на английский и немецкий языки, считая их обязательными. Преподавание русского языка отодвинуто на задний план.
Русский язык, который сейчас в Эстонии знают, через 10—15 лет будет для очень многих совершенно неизвестным языком. Молодое поколение растет, не зная русского языка. Правильно ли это?
Газета отмечает, что некоторые круги считают преподавание русского языка в учебных заведениях крайне необходимым. Эстония находится в непосредственном соседстве с огромной Россией, и экономическую связь между этими государствами разорвать нельзя. Эстонские государственные учреждения, торговые и промышленные предприятия, постоянно будут нуждаться в сотрудниках, знающих русский язык.
Предложение Rahvaleht вызвало, конечно, большой отклик, и газета в каждом номере печатает мнения своих читателей по затронутому вопросу. Естественно, что есть сторонники и противники русского языка. Так как этот вопрос одинаково интересен для всех балтийских государств, считаю нужным привести более характерное по этому вопросу мнение эстонцев.
Один из сторонников обязательного изучения в школах русского языка пишет в Rahvaleht, между прочим, следующее: "Мы даем образование своим детям для того, чтобы им легче было жить. Экономические затруднения, настигшие после войны все страны, известны всем, и даже Америка, недавно манившая всех, теперь перестала уже быть "раем". В Эстонии нет недостатка в интеллигентных силах, а как раз наоборот — численность безработной интеллигенции быстрым темпом увеличивается. Ясно, что не все из нас будут искать себе убежище и применение своих знаний в Америке или где-либо в другом месте.
Вернее всего, что большинство из нас постарается устроиться там, где это более возможно и ближе — в России.
Устранение преподавания русского языка из школ отнимает у наших детей возможность своевременно ознакомиться с языком, к изучению которого в силу экономической необходимости им придется приступить в будущем. Русский язык в школах преподавать необходимо, ибо этого требует сама жизнь".
Другой сторонник преподавания в школах русского языка не останавливается на чисто экономических расчетах. Он указывает, что с международной точки зрения "русский язык нам нужнее немецкого"; отсутствие преподавания русского языка в школах объясняется, во-первых, "тем, что политика царского правительства сумела вкоренить в нас некоторую враждебность ко всему русскому, а во-вторых — в каком-то смысле уверенность, что русский язык все мы знаем и будем знать и впредь".
Любопытны мнения противников преподавания в школах русского языка. Так, один из них, прикрываясь псевдонимом "патриот", пишет, между прочим, следующее: "Преподавать в наших школах русский язык как обязательный было бы неблагоразумно.
Существуют культурные языки, знание которых необходимо. Но какой смысл может иметь для нас русский язык?
Правда, русский язык мог бы преподаваться в торговых школах, ибо купцам он действительно нужен, но для чего обучаться русскому языку всем нашим Лизам и Маням, которые никогда в Россию не поедут и вряд ли имеют какое-либо отношение к русским. Преподавать русский язык для местного употребления теперь уже не имеет никакого смысла, ибо окончательно прошли те времена, когда живущие здесь русские самым циничным образом игнорировали наш язык".
Судя по напечатанным до сих пор письмам читателей, сторонников преподавания русского языка больше, нежели противников его. Один из сторонников, горячо доказывая необходимость знания русского языка, в конце своего письма заявляет, "что спасение наше только в России".
После напечатания всех отзывов своих читателей Rahvaleht обещает сделать соответствующий вывод.
Интересно отметить, что теперь, когда русский язык не является обязательным языком (конечно, это сделано по политическим соображениям), многие родители дают своим детям частные уроки русского языка. Политика — политикой, а жизнь — жизнью".