РИГА, 30 июл — Sputnik. Бывший министр сообщения Латвии Талис Линкайтс в интервью Neatkarīgā рассказал, почему в его представлении проект Rail Baltica столкнулся с такими сложностями и как их нужно решать, чтобы Еврокомиссия не отобрала финансирование.
- В проекте Rail Baltica вы присутствуете с самого начала, если не раньше, когда проект еще был только в головах нескольких энтузиастов, в первую очередь – комиссара ЕС по транспорту Сима Калласа и Робертса Зиле, нашего депутата Европарламента. Об этом проекте мы с вами говорили в 2015 году, и тогда вы сказали, что железная дорога должна быть готова в 2024 году и поезда по ней должны ходить к 2025 году. Сейчас мы видим, что тогдашние прогнозы были чересчур оптимистичны. В какой момент, по вашему мнению, проект пошел не так?
- Если говорить о сроках…
- Я даже говорю не столько о сроках, потому что так часто бывает – сроки не соблюдаются и существенно отодвигаются. Я больше думаю о том, что сами основы проекта пошли наперекосяк. Денег на него не хватает, а главное, начались разговоры о том, насколько он реально необходим, и даже о возможной заморозке.
- У меня взгляд на этот вопрос несколько иной, я бы не сказал, что проект идет как-то не так или наперекосяк. Сейчас в Латвии звучит политическая риторика. Хочу подчеркнуть, что именно в Латвии, а не в Литве и Эстонии. Наши представления девятилетней давности о том, насколько просто и профессионально можно завершить проект, со временем изменились. Оказалось, что проект непростой и мы, три страны Балтии, к нему не готовы интеллектуально. Оказалось, что у нас нет специалистов, которые могли бы это спроектировать, подготовить технические регламенты, знали бы все технические требования. Кроме того, трем балтийским странам не удалось наладить сотрудничество друг с другом. И международные показатели тоже не особо хорошие с точки зрения проектирования.
Все это, начиная с оценки воздействия на окружающую среду, которая заняла больше времени, чем ожидалось, всех последующих решений, создало такой снежный ком, который катится вперед с каждым последующим решением, и с каждой дальнейшей задержкой, каждой ошибкой, каждым новым замеченным фактом. Принятие решений замедляет процесс и увеличивает его стоимость.
- Допустим, ничего жуткого не произойдет. Со сроками все понятно – это относительно нормальная практика. Тогда ясности нет только в двух вопросах – цена и порядок работы. Начнем с последовательности. Как получается, что мы сначала начали строить вокзалы в Риге и аэропорту, забивать сваи в Даугаве, а саму железнодорожную линию еще даже не начали строить?
- Первоначальная идея была – все работы выполнять одновременно. Тут надо посмотреть, кто за что отвечает. Страны Балтии договорились, что за проектирование основного пути будет отвечать совместное предприятие RB Rail, а за эти точечные объекты — национальные исполнители, в том числе наша Eiropas dzelzceļa līnijas. EDzL и Латвия с опозданием, но приступили к проектированию и строительству объектов, находящихся в их ведении – Центрального вокзала в Риге и вокзала в Рижском аэропорту. А все, что связано с проектированием основного пути, за что отвечает RB Rail, затянулось. Поэтому вот так получилось.
- Ну и о расходах. Сейчас не хватает 45 миллионов евро, чтобы рассчитаться со строителями за проведенные работы на Рижском центральном вокзале. На фоне всех миллиардов это мелочь, но ведь и за это не могут заплатить.
- Это отдельная история, не имеющая отношения к общей реализации проекта Rail Baltica. Это касается только строительства Рижского центрального вокзала. Начать надо с 2022 года, когда начались военные действия на Украине. В результате возник дефицит металлопродукций, быстро выросли цены на другие материалы, в том числе сырье, топливо и электроэнергию. Произошли существенные изменения в реализации строительного проекта. Тогда в Минсообщения и правительстве был несколько иной подход. Тогда мы говорили о том, как компенсировать расходы строителей, вызванные военными действиями и ростом цен. Это касалось всей отрасли: и дорожников, и автоперевозчиков. Мы искали и находили способы компенсировать эти расходы или по взаимному согласию расторгнуть договоры, если они оказались неисполнимыми.
А от EDzL поступила информация, что по поводу этого проекта беспокоиться не стоит, поскольку механизм индексации заложен в контракт по проекту, и контракт заключается с финансовым резервом для компенсации инфляции. Сам строитель тоже вложил довольно много собственных денег, чтобы быстро найти металлоизделия и работы не пришлось останавливать. Вот и второй дамоклов меч: определенные работы за определенное финансирование должны быть выполнены к определенному сроку, иначе ЕС может потребовать уже выделенные средства.
- Разве военные действия не являются форс-мажором?
- В какой-то степени – да, но нельзя же полностью остановить работы и ничего не делать. В мое время в отчетах правительству не только о Rail Baltica, но и обо всей отрасли, преодолевающей кризис, упоминалось, что в контракте Rail Baltica заложен механизм индексации и резерв есть. Со временем этот резерв постепенно истощался. Потом, когда я уже сложил полномочия министра, из документов Госконтроля вижу, что в начале 2023 года EDzL написал Минсообщения, что резерв исчерпан и надо принять решение – что делать?
- А вы в ту пору уже были…
- Полномочия министра я сложил 15 декабря 2022 года, и это было уже во времена Яниса Витенбергса на посту министра. Я не знаю, какие были политические переговоры, но, глядя на совокупность общеизвестных фактов, могу предположить, что были какие-то обещания: продолжайте строить, мы найдем деньги в бюджете.
- А обещало министерство сообщения?
- Да. Думаю, да. Знаю, что во время Витенбергса готовился доклад правительству по разным вопросам, и там, насколько я могу догадываться, был и вопрос о компенсации инфляции. В сентябре, когда к власти пришел Бришкенс, он приостановил этот отчет, удалил из него этот раздел, и в отчете о проблемах Rail Baltica, который правительство рассматривало в октябре, вопроса об инфляции не было. Полагаю, в министерстве начали выяснять, откуда вообще такой рост цен. Мне кажется, чиновники подготовили политические инициативы по бюджету 2024 года и пытались запросить дополнительные средства из госбюджета для компенсации этого подорожания. Это было уже в конце 2023 года, когда обсуждался госбюджет. Какие-то средства даже выделили, но министр Бришкенс решил, что они будут направлены на проектные работы, а не на компенсацию инфляции.
- На какие проектные работы?
- RB Rail расторг один договор на проектирование участка Рижской железной дороги и решил провести новый тендер и заказать проектные работы. Все эти деньги, которые предполагались в качестве компенсации инфляции строителям, были направлены только на финансирование проектных работ. Следовательно, небольшая проблема – застройщик не получал своевременную оплату с 2023 года – существенно выросла. На мой взгляд, это оперативная ситуация, которую надо решать совместно с министром финансов. Нужно найти деньги либо из средств на непредвиденные расходы, либо в рамках бюджета 2024 года. Сейчас уже июль. Правительство считает, что заплатим каких-то 10 миллионов евро и не более того. А это плохая новость для любого подрядчика на маршруте Rail Baltica, поскольку есть риск, что государство в какой-то момент может сказать: мы не будем платить по тому или иному контракту.
- А что, по-вашему, делать?
- На мой взгляд, этим нужно было заняться раньше, когда проблема не была такой серьезной. Нужно было оценить...
- Ну, задним умом все умны. А что делать теперь?
- Нужно обязательно заплатить все, что предусматривает договор. Проверок было много. Ничто не свидетельствует о том, что какие-либо работы не завершены, договор заключен с ошибками или что-то в этом роде. Застройщик все сделал правильно. Это международная компания. Нельзя сказать, что мы тут с местными пытаемся сгладить ситуацию.
- То есть заплатить придется рано или поздно?
- Рано или поздно, но заплатить придется. Чем позже мы это сделаем, тем масштабнее будут последствия.
- Уже как минимум год ходят слухи о том, что в проекте Rail Baltica будут сложности именно с общим финансированием, потому что бюджет его не потянет. Проект так подорожал, что не можем справиться даже с 15% стоимости – нашим софинансированием.
- Здесь приходится говорить о нескольких видах финансирования. Прежде всего, мы не осваиваем средства, которые нам уже предоставил ЕС. Сейчас уровень освоения составляет около 30-35% от выделенных денег. Поэтому нам нужно быстро продвигаться вперед со всеми этими постройками, как на основной трассе, так и на отдельных объектах. Мы получаем финансирование ЕС на конкурсной основе, и каждый год участвуем в конкурсе на определенный пакет средств. Мы сможем получить новый пакет средств только в том случае, если докажем, что у нас есть стратегия, мы четко знаем, в каком порядке выполняем работу; мы готовы и можем показать прогресс по каждому конкретному объекту. Мы должны суметь обосновать, почему следующий шаг именно такой, и мы должны показать уверенность в том, что выделенные средства мы в установленный срок освоим.
Сейчас, с приходом к власти Бришкенса, ход работ на Рижском центральном вокзале замедлился; нет ясности относительно стратегии развития проекта; мы не можем заявить Еврокомиссии, что шаг за шагом продвигаемся вперед. Поэтому в конкурсе CEF-10 мы получаем только 25% от запрошенной суммы. Здесь проявляется путаница политического руководства и среднего менеджмента. Мне кажется, предыдущие конкурсы были более успешные, потому что мы смогли логически выстроить стратегию.
Далее. В Латвии не хватает предварительного финансирования, которое Минфин мог бы выделить на мероприятия, которые предполагается финансировать из бюджета ЕС. Пока мы ждем следующего конкурса, мы уже могли бы двигаться вперед, если бы у нас было предварительное финансирование, которое Минфин потом получил бы обратно. Однажды я неформально побеседовал как с высшими чиновниками Минфина, так и с тогдашним министром Янисом Рейрсом, и мы пришли к выводу, что в Латвии такой практики нет, предварительное финансирование европейских проектов мы не обеспечиваем, и на это можно даже не надеяться. На тот момент проект был на стадии проектирования, и денег нужно было не так уж и много. Янис Витенбергс, придя в министерство и оценив ситуацию, пришел к выводу, что предварительное финансирование необходимо. В ныне рассекреченном отчете Минсообщения правительству за февраль 2023 года содержался запрос на предварительное финансирование проекта. На это Минфин в лице Арвилса Ашередена сказал: "Вот тебе!" (показывает фигу). Плюс еще натравили все возможные проверки. Вот так и начался весь этот бардак. Минфин говорит: мы вам ничего не дадим, а причину не дать мы обязательно найдем.
- Из ваших слов можно понять, что основная причина замедления проекта – это эгоизм Минфина. Поясню, что я подразумеваю под этим "эгоизмом". С прошлого века главной стратегической задачей Минфина Латвии всегда была роль главного скряги по стране. Сидеть на сундуке с деньгами и никому ничего не давать. Только чуть-чуть. Как можно меньше. Эту стратегию не скрывал ни один министр финансов, и она до сих пор считается в обществе наилучшей из возможных.
- По-моему, эта стратегия глубоко укоренилась в высшем чиновничестве Минфина, а этот высший чиновничий аппарат там не менялся десятилетиями. Это одна из бед нашей страны. У нас нет долгосрочного финансового планирования. У нас нет долгосрочного видения инвестиций. Больше всего страдают ведомства, у которых есть эти долгосрочные проекты. В Минсообщения это не только железнодорожная линия. Это автомагистрали, Кекавский объездной путь с 20-летним контрактом. Как мы можем планировать расходы на государственные дороги, если нет четкой финансовой основы на ближайшие 20 лет? В соседних странах бюджет рассчитан на четыре-пять лет. В Швейцарии – на семь лет, а затем есть четкое видение развития. В Латвии мы очень гордимся тем, что у нас среднесрочный бюджет – трехлетний. Но и эти три года – это годовой бюджет с нюансами. Такой подход Минфина, возможно, был достаточно рациональный в 1990-е годы, но сегодня он уже не подходит для долгосрочных проектов и других методов финансирования – ГЧП – проектов государственно-частного партнерства и различных кредитов, которые поступают от инвестиционных банков.
Когда Госконтроль в 2020 году пришел с первым отчетом по Rail Baltica, мы со стороны Минсообщения в правительстве сказали: все долгосрочные работы в этом проекте в полной мере относятся и к Минфину. Долгосрочное финансовое планирование находится в компетенции Минфина. Этот вопрос будет все более актуальным, поскольку до сих пор расходы в проекте Rail Baltica были относительно невелики. Проектирование, различные сравнительно небольшие исследования, а больше всего средств потребует этап строительства. В строительстве вы не сможете рассчитывать только на финансирование ЕС. Каждый руководитель муниципалитета, построивший хотя бы один объект, знает: у каждого проекта есть приемлемые и неприемлемые расходы, которые муниципалитет находит в собственном бюджете. Хотим мы того или нет, но государство тоже понесет некоторые расходы. Может быть, они будут небольшими, но их все равно придется покрыть из госбюджета. К этому необходимо подготовиться и заранее планировать.