Бришкенс: не говорить правду о нехватке денег на Rail Baltica было политическим выбором

© Sputnik / Sergey MelkonovОфициальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 16.07.2024
Подписаться
Глава Минсообщения Каспарс Бришкенс не гарантирует реализацию проекта Rail Baltica к 2030 году и заявляет, что о нехватке финансирования знали все - в Балтии и в ЕС, чтобы доказать это, он призвал рассекретить ряд документов
РИГА, 16 июл — Sputnik. Министр сообщения Латвии Каспарс Бришкенс прокомментировал вопрос о том, будет ли запущена трасса Rail Baltica в 2030 году. "Я не согласен с тем, что, мол, через Ригу до 2030 года построить не удастся, а объездной путь через Саласпилс – получится", – заявил Бришкенс.
По словам министра, риски присутствуют в обоих сценариях, поэтому политически необходимо сделать все для соблюдения регулы и заблаговременно планировать действия таким образом, чтобы к 2030 году было возможно функциональное соединение, пишет Neatkarīgā.
"Даю ли я 100% гарантию, что к 2030 году у нас все получится? Наверное, нет. Уже сейчас в общем графике планирования проекта я вижу, что любое дальнейшее промедление несет в себе очень высокие риски, будь то задержка завершения проектирования или промедление в дальнейших строительных процессах, особенно в строительстве магистральной линии и в тот момент, когда будут возводиться сложные системы электрификации управления движением, или дальше, когда будет вводиться в эксплуатацию вся инфраструктура, будет проходить сертификация, испытания, введение подвижного состава... Понятно, что сделать все это за шесть лет – это определенный вызов. Поэтому, конечно, политически мы будем делать все, чтобы двигаться к 2030 году, но уже сейчас я могу отметить, что риски для выполнения проекта в этот срок обязательно будут", – объяснил Бришкенс.
Rail Baltica  - Sputnik Латвия, 1920, 27.06.2024
Минсообщения вместо сокращения Rail Baltica предлагает включить еще и Рижский порт
На вопрос о том, что именно грозит Латвии, если функционирование линии в 2030 году обеспечено не будет, политик отметил: "Как и в любом другом проекте еврофондов, который не реализуется в срок, есть определенные риски, например, вероятность получения дополнительного финансирования падает. С сегодняшней точки зрения я бы сказал, что риск автоматически потерять все вложенное финансирование, если к 2030 году все не будет готово, не очень высок. Понимаете, нельзя на это смотреть в отдельности, ведь проект осуществляют три страны Балтии, и нельзя сказать, что Еврокомиссия, которая следит за щедрым финансированием, ничего не знала, что резкое повышение стоимости возможно и ожидаемо. Ведь инфляцию видели все…
Я хотел бы обратиться к своим коллегам из стран Балтии с просьбой рассекретить ряд документов, потому что, на мой взгляд, общественность имеет право ознакомиться с протоколами Совета международного совместного предприятия, поскольку это международный формат, в котором с 2014 года приняты очень важные решения. Среди них множество технических решений, но есть и критически важные решения, которые повлияли на текущую ситуацию. Также существует международная рабочая группа, или "целевая группа", в которую входят представители стран Балтии на уровне министерств и компетентных учреждений и представители Финляндии и Польши, а также представители ЕС. В этом формате решались многие вопросы стратегического и оперативного уровня. Поэтому я бы сказал, что ни одна сторона – ни латвийские политики, ни учреждения, ни ЕК – не имеет сейчас права говорить, что они чего-то не знали. Все все знали, и это был явный политический выбор – "не показывать" суровую правду.
Очевидно, для многих неожиданностью стал общий рост инвестиций. Лично для меня это тоже было неожиданностью, потому что, еще работая в Сейме, весной 2022 года мы с коллегами подготовили доклад для подачи в комиссию по народному хозяйству Сейма, и на тот момент наши оценки необходимого финансирования Rail Baltica для Латвии составили 6 млрд евро. Вышло, что это 10 млрд. Поэтому ясно, что по мере проектирования после периода инфляции цифра стала очень большой. Было бы неправильно утверждать, что кто-то не знал о тенденции роста цен.
На мой взгляд, в данном случае не надо думать только о каких-то потенциальных репрессиях со стороны европейских партнеров. Наоборот – мы в одной лодке. Я думаю, ЕК и большинство стран союза также понимают, особенно в сегодняшних геополитических условиях, что Rail Baltica – это жизненно важный проект, и именно для таких проектов предназначены программы Connecting Europe Facility. В случае Латвии это не только восстановление исторической справедливости, соединяющей нас с общеевропейской железнодорожной сетью, но и, конечно, социальные связи и аспект безопасности. Обновленный анализ затрат и приобретений проекта подтверждает: проект имеет положительную долгосрочную социально-экономическую отдачу. В таких условиях мне сложно представить какие-либо экстремальные сценарии, при которых Латвию накажут за то, что не завершено до 2030 года, и нас лишат всего вложенного финансирования. Я не ощущаю такого настроения среди своих коллег из ЕС, министров сообщения".
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 12.07.2024
Госконтролер Эстонии: цели Rail Baltica нереалистичны
По словам Бришкенса, сейчас уже ясно, что первоначальные эскизные проекты Rail Baltica были не очень точными, ведь уже в 2017 году первая сумма затрат должна была составить не 1,9 млрд евро, а ближе к 4 млрд.
"Раньше по затратам на километр мы были значительно ниже среднего уровня по ЕС, а сейчас мы находимся примерно на среднем уровне затрат по ЕС, к тому же в Латвии геологические, гидрологические условия и переходы сложнее, чем, например, в Эстонии. Думаю, ЕК это тоже учитывает. От партнеров в ЕС я получил сигналы о том, что мы должны продолжать работу над созданием функционирующего соединения к 2030 году, но я надеюсь, что теперь, когда наша позиция в правительстве подтверждена, ЕС понимает, что Рига – это главный приоритет Латвии. Мы построим и региональные магистрали, соединимся с Литвой и Эстонией, но линия должна проходить через Ригу. В будущем мы можем рассмотреть возможность строительства грузового объездного пути. Модель транспортного спроса показывает, что большую часть грузов на этой линии будут составлять генеральные и контейнерные грузы, автомобильные прицепы или полуприцепы. Потенциально возможен экспорт этого объема через Ригу, по крайней мере до 90%. Но если говорить о военной мобильности, то, возможно, состав километровой длины и не получится вывезти, но, если такой состав разделить, можно будет переправить через Ригу и большое количество военной техники. Конечно, в будущем мы оценим, как можно создать объездную трассу полной мощности", – пообещал Бришкенс.
Лента новостей
0