РИГА, 30 июл — Sputnik. Раньше чайки жили на берегах озер, но с начала 80-х годов прошлого века прочно обосновались в латвийской столице, где чувствуют себя как дома. Здесь им не надо подкарауливать рыбу в море, так как всегда можно полакомиться отбросами из открытых мусорных контейнеров, пишет Press.lv.
Те, кто работал в Доме печати на Кипсале, знают, каково было оставить машину на парковке летом хотя бы на один день. Она становилась белой от испражнений пернатых. Чайки уже тогда, в 90–х годах прошлого века, облюбовали плоскую крышу типографии для гнездования. Какофония птичьих криков была обычным явлением, и журналисты на нее не обращали особого внимания.
Летом, когда светает рано, птицы просыпаются и громко кричат от голода, мешая спать горожанам. А еще летом у них подрастают птенцы, которые только учатся летать. И их, как считают чайки, нужно охранять.
"Я живу в Вецмилгрависе, — рассказывает Ирина. — И как-то, спеша через двор, заметила чайку необычного — пестрого — окраса. Птица вперевалочку семенила по асфальту. Я хотела ее обойти, но тут сверху на меня устремилась какая-то белая тень с громким криком. И хотя эта была всего лишь имитация нападения, мне стало по-настоящему страшно".
Похожие случаи происходят регулярно в летнее время. Как объясняют орнитологи, обычно чайки никакого внимания на людей не обращают, но когда речь идет о птенцах, становятся агрессорами.
Несколько лет назад на портале общественных инициатив manabalss.lv даже собирали подписи под петицией с требованием избавиться от чаек. Однако уничтожать птиц или разорять их гнезда запрещено законом. Остается только лишать их кормовой базы: не подкармливать и не оставлять открытыми мусорные баки.
Но сердобольные горожане, преимущественно пенсионного возраста, думают иначе. Каждый день они вываливают гору еды на площади у Центрального рынка, способствуя увеличению популяции птиц, а потом сами же ужасаются, когда чайка, как самый настоящий хищник, терзает голубя.
Основными пищевыми конкурентами чаек являются вороны. Они устраивают перепалки в воздухе и мешают друг другу ковыряться в мусорных контейнерах. Обе птицы с успехом поедают кладки и птенцов друг друга. Но это не мешает пернатым успешно размножаться и сосуществовать друг с другом. Ежегодно чайка способна сносить несколько кладок, в которых обычно по два–три яйца.
По словам орнитолога Дмитрия Бойко, сейчас в Риге проживает около 1 000 пар чаек, но популяция может еще увеличиться, потому что в городе чайкам комфортно. Изначально они жили в близлежащих к морю районах: Болдерае, Вецмилгрависе, но теперь чайки двинулись вглубь города, тем более что в Риге еще очень много свободных плоских крыш.
Пока в городской среде есть пищевая база, серебристые чайки, равно как и вороны, никуда не денутся. Уже выросло несколько поколений птиц, которые знают, как опустошить мусорный контейнер либо добраться до свалки в Гетлини, но поймать рыбу в море уже не смогут.
К тому же пернатые санитары очищают город от отходов, помогая регулировать количество крыс и мышей, а также препятствуя распространению заболеваний, вызываемых гниющими пищевыми отходами.