РИГА, 29 июл — Sputnik. Представители латвийских международных грузоперевозчиков требуют продолжить выдачу разрешений ("дозволов") на провоз грузов в (из, через) Россию. Они утверждают, что процесс по политическим мотивам блокирует министр сообщения Каспарс Бришкенс, а в итоге без средств к существованию останутся тысячи семей.
Что такое "дозволы" и как их получают
Российские автоперевозчики сейчас въезжать в Латвию не могут. Для въезда в РФ, чтобы провозить не подпавшие под санкции грузы, а также для транспортировки грузов через территорию РФ в (из) третьи страны водителям-дальнобойщикам из Латвии необходимы специальные разрешения (на каждую поездку). В профессиональной среде они называются "дозволами". Их выдает латвийская Автотранспортная дирекция на основании договоренности с российской стороной.
При прошлом министре сообщения Талисе Линкайтсе новые разрешения на проезд были получены, несмотря на сложную политическую обстановку.
Сегодня, по сведениям члена правления профессиональной ассоциации Latvijas Auto Александра Черкасова, еженедельно только из Риги в направлении восточной границы едут порядка тысячи фур. Больше половины — с крепким алкоголем на борту.
На сегодня выданные "дозволы" кончаются, а по новым ситуация не решается никак.
"Два месяца мы пытались достучаться до министра Бришкенса, чтобы продолжился обмен (с Россией) "дозволами". Российская сторона подтвердила, что готова передать разрешения, а министр — против того, чтобы делать официальный запрос, — изложил ситуацию Черкасов. — Теперь вся наша отрасль, связанная с грузоперевозками Европы на Россию и Азию, останавливается. При этом наши грузы через нашу границу будут свободно вывозить литовские дальнобойщики — у них разрешения до конца года есть. Получается, что наш министр закрывает границы только для своих".
"Я понял бы, если бы решение не работать со страной-агрессором касалось всех. Ну закрыли бы все границы – и все тут. Но этого нет. Мы работаем строго в рамках закона. Теперь наши грузы перейдут литовцам — они уже хлопают в ладоши… То есть у нас "убивают" конкретно своих. И этого я не понимаю", — возмущен один из автоперевозчиков Аркадий.
По утверждению члена правления профессиональной ассоциации Latvijas Auto Александра Черкасова, полное закрытие восточного направления может больно ударить по всей отрасли, в которой задействовано около ста тысяч человек.
Пока согласовали только четверть годовой квоты
В 2024 году количество латвийских грузоперевозчиков, работающих на российском рынке, составило 21,4% от всех международных грузоперевозчиков, имеющих лицензию в Латвии (4 690 компаний-автоперевозчиков на 1 июля), сообщает представитель Автотранспортной дирекции Виктор Закис.
По сведениям дирекции, Латвия в прошлом году получила 85 500 российских разрешений на международные автоперевозки, из которых 45 059 было выбрано перевозчиками. Невыбранные "дозволы" 1 января "сгорели".
Черкасов объясняет сравнительно низкий спрос очередями на границе с Россией, которые снижают эффективность рейса.
По соглашению между Министерством сообщения Латвии и Министерством транспорта РФ, достигнутому в конце прошлого года при посредничестве МИД Латвии и участии посольства Латвии в Москве, произошел обмен разрешениями на международные автоперевозки в 2024 году в размере четверти годовой квоты. Латвия получила 28 500 российских разрешений. Автотранспортная дирекция их уже выдала латвийским перевозчикам.
На вопрос, как скажется снижение количества разрешений (каждое стоит 11,80 евро) на бюджете АТД, Закис ответил, что "при формировании бюджета на 2024 год дирекция учла вероятность прекращения международных перевозок в РФ и Беларусь.
Что говорит Минсообщения
Минсообщения Латвии утверждает, что военные действия на Украине радикально изменили международную цепочку поставок грузов, экономические связи и сотрудничество Латвии с РФ сокращаются, а значительная часть грузовых международных автоперевозчиков, которые работали в направлении на Россию и Беларусь, переориентировала свою деятельность.
Также латвийское Минсообщения заявляет, что "развитие делового сотрудничества с Россией не оправдано ни с точки зрения транспорта, ни с точки зрения национальной безопасности". В Латвии продвигается на национальном уровне переориентация транспортно-логистической отрасли на рынки стран-союзников: "В Минсообщения согласны с мнением МИД о том, что дальнейшее сокращение экономических связей с Россией отвечает интересам безопасности Латвии. МИД последовательно призывал латвийских бизнесменов прекратить сотрудничество с Россией".
Минсообщения поясняет: обмен разрешениями на 2023 и 2024 годы происходит поквартально. То есть на квартал 2024 года выделено 25% от общей годовой квоты разрешений.
"По поводу обмена разрешениями на второй и третий квартал этого года ни латвийская, ни российская сторона официально инициативы не проявили", - утверждают в Минсообщения Латвии.
Любые переговоры или индивидуальные договоренности представителей латвийских автоперевозчиков с учреждениями или организациями российской стороны не согласованы с Минсообщения и не могут считаться законными, подчеркнули в министерстве.
Если Россия (по аналогии с Беларусью на данный момент) введет в качестве одной из альтернатив возможность приобретения перевозчиками разрешений на автомобильные перевозки на границе, то в ситуации, когда истек срок действия выданных латвийским перевозчикам разрешений на пересечение российской границы, латвийским перевозчикам придется платить около 300 евро за каждую поездку.
Пострадает вся отрасль
Черкасов считает, что в той или иной мере пострадает вся отрасль, в которой задействовано порядка ста тысяч человек: "Кроме дальнобойщиков, это работники складов, логистики, менеджеры, механики и т. д. Только одна фирма Kreiss – это 2800 человек. Больше, чем в airBaltic! Все они должны пойти на биржу? А вы знаете, сколько транспортников в Латгалии?! Мы говорили со Службой госбезопасности о том, как опасно оставить без рабочих мест этот регион..."
И это еще неполный список последствий.
"За этим потянется огромный финансовый "след", который сразу не бросается в глаза. Те же лизинги за машины нечем будет выплачивать. Мы используем платные бухгалтерские программы, платим за бортовые устройства по отслеживанию машин, проезд по нашим дорогам — это 11-12 евро в сутки в бюджет Latvijas ceļi, которые на эти деньги содержат дороги", — говорит руководитель компании Padeks Евгения.
О том же говорит и Аркадий, руководитель более крупной компании TSL Logistic – на 40 машин. По его словам, он всегда старался диверсифицировать бизнес и работать в разных направлениях, но полностью отказаться от восточного невозможно.
"Я 30 лет в отрасли, боролся за каждого клиента, а мне говорят: выметайся с рынка. Да наше место займут за пять минут... Что такого незаконного мы делаем?! Мы не торгуем проститутками, не возим "контрабас" (контрабанду)! Только неподсанкционный товар. Каждую машину проверяет латвийская таможня…"
В компании еще одного перевозчика — Павла — около 15 работников, преимущественно нерезидентов ("местных не найти"). По его словам, он платит в месяц около 7000 евро налогов. В запасе осталось всего четыре "дозвола" — потом стоп. "Нас и так подкосили санкции, но если машины остановятся, это уже выстрел в голову..."
В Европе огромная конкуренция
Что мешает грузоперевозчикам развернуть весь бизнес на западную сторону, как то рекомендует правительство Латвии.
"Кто смог — переориентировался, полностью или частично. Нас там особо никто не ждет — там огромная конкуренция. И красивая европейская работа большинства латвийских автоперевозчиков — это отчасти миф. Да, они красиво привозят из Европы на склад в Латвию товар (тот же алкоголь), но потом-то куда этот товар отправляется? В российском направлении. Латвии столько не выпить, — объясняет Черкасов. — Так что многим, в том числе "европейским", придется закрываться или переводить бизнес в Литву, у кого получится".
"Полностью перестроиться на западное направление — практически нереально, — считает Евгения. — Мы не находимся в центре Европы. Сама Латвия не нуждается в большом объеме товаров, а на европейском рынке мы не конкуренты. По правилам, каждых восемь недель машину надо отгонять в страну регистрации, что увеличивает себестоимость перевозки. Также на российском направлении ниже требования к машинам — там не нужен европейский сертификат. По Европе же нереально ехать с машиной старше 2000 года, а таких много".
"Да, узбекские и украинские водители готовы ездить по Европе на "кругах" (без заезда домой), но для этого нужны молодые люди, готовые месяц-два жить в кабине. Местные водители — это в основном пожилые люди, Они привыкли выехать, а через неделю – дома. Это два разных вида деятельности, другие работники и клиенты. Ну не всякий мужской парикмахер может быстренько стать женским, — приводит сравнение Аркадий. — Да и место на рынке занято".
Можно ли возить грузы напрямую в Азию?
"Без проезда через Россию это невыгодно, — утверждает Черкасов. — Так что разрешения нам в Азии дают, но ехать туда мы не можем. А вот их перевозчики с нашими разрешениями — могут".
Часть латвийских автоперевозчиков пытаются использовать юго-восточные коридоры для перевозок в Грузию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению, сообщает Виктор Закис. Об этом свидетельствует запрос на получение разрешений в этом направлении. Но географическое положение Латвии делает затраты в этом коридоре намного выше, чем у автоперевозчиков Центральной Европы — конкурировать с ней сложно.
В 2024 году (на 26 июля) выдано 536 разрешений на перевозки в Азербайджан, Армению и Грузию. Число латвийских перевозчиков, использующих этот транспортный коридор, составляет примерно 1% от всех международных грузоперевозчиков с лицензией в Латвии. Для поставок в страны Центральной Азии на 26 июля было выдано 2811 разрешений. Такие перевозки осуществляют 3% латвийских грузоперевозчиков.