РИГА, 22 июл — Sputnik. Дети, освобожденные от государственных централизованных экзаменов по состоянию здоровья, сталкиваются с трудностями при приеме в среднюю школу, сообщает передача Латвийского телевидения "Панорама".
В 2022 году тогдашний министр образования и науки Анита Муйжниеце выяснила, что почти каждый десятый выпускник латвийских школ освобожден от сдачи экзаменов, возмутилась и приняла меры.
Теперь справка от семейного врача уже не является достаточной для получения освобождения: требуется заключение психиатра, невролога, гематоонколога или медкомиссии. Также можно получить освобождение в случае непредвиденных травм или заболеваний.
Сейчас от государственных проверочных работ на уровне средней школы освобождаются в среднем 5% школьников. К примеру, от экзамена по математике в этом году были освобождены 1 930 школьников. Однако, как выяснилось, после этого их проблемы только начинаются.
"Для меня это было большим вызовом — поддержать девятиклассницу, преодолеть эти нарушения, очень много работать, чтобы она могла окончить эту школу — сравнительно хорошую — и обеспечить возможности учиться дальше", — рассказал отец школьницы, которая нуждается в помощи из-за состояния здоровья.
За счет большого труда удалось добиться в целом хороших результатов. Отец отмечает, что и школа и врач посоветовали не сдавать централизованные экзамены, решив, что из-за особенностей здоровья девочки результаты экзаменов не будут отражать ее реальные знания и способности.
Но к тому, что из-за несданного экзамена у ребенка в нескольких школах Риги не будет возможности конкурировать с детьми, чей уровень знаний, возможно, примерно такой же, семья не была готова.
Во многих заведениях при приеме учеников в среднюю школу полученные на центральных экзаменах проценты переводят в баллы. Например, если три экзамена сданы на 70%, три раза по 70 — получается 210 баллов. К этому числу добавляют среднюю оценку — скажем, семерку.
Но у ребенка, который не сдавал централизованный экзамен итоговый балл при поступлении получается не 217 (210 +7), а только 7. Так что все дети, которые этот экзамен не сдавали, при такой системе оказываются в конце списка конкурсантов.
"Ребенок об этом не знает, потому что, на наш взгляд, это дискриминирующие правила, а сообщение об этом может травмировать юного человека. Почему мы обращаемся с заявлением в соответствующие структуры? Потому что нам это было очень важно. Мы поднимаем этот вопрос публично, потому что есть много молодых людей, которые не знают, что в школах есть такие дискриминационные правила", — заявил отец.
Рижская средняя школа культур — одна из тех, кто использует описанный выше подход. Здесь отмечают, что он соответствует требованиям закона.
"Если результат централизованных экзаменов ноль, то математическая формула такова. […] У нас есть закон об общем образовании, который надо учитывать, — это первое, на что опирается школа, разрабатывая порядок приема. Это [конкурс с пунктами] как на соревнованиях по бегу. Но возможность дана всем", — прокомментировала ее директор Даце Лазда.
Этот подход считает легитимным и ответственный за образование департамент Рижской думы. Исполняющий обязанности директора департамента Иварс Баламовскис отметил, что закон не дает четких указаний, что делать с детьми, которые не сдавали централизованный экзамен.
В Госслужбе по качеству образования (IKVD) тоже говорят: закон такой подход допускает.
"Норма, о которой я говорю, есть принятая Сеймом воля законодателя. Обязанность всех нас — ее соблюдать. Обращу внимание на то, что это переходное правило, это не основная норма", — сообщил представитель ведомства Максим Платонов.
В Бюро омбудсмена об этом говорят: хоть и законно, но несправедливо. Потому что освобождение от централизованных экзаменов происходит в строго определенных случаях, часто из-за состояния здоровья.
"Ситуация с такими критериями приема, по сути, нечестная. Получается, что ребенка дискриминируют, отвергают из-за состояния его здоровья. Это определенно несправедливо, потому что получается так, что при таких критериях и таком порядке приема равенство не обеспечивается и не может быть обеспечена", — сказала руководитель информационного центра Бюро омбудсмена Эвита Берке.