РИГА, 8 июл — Sputnik. Лифты, находящиеся в ведении муниципального предприятия Rīgas namu pārvaldnieks (RNP), ломаются все чаще, рассказал член правления RNP Мартиньш Паурс программе Латвийского радио "Как жить лучше".
Всего в зданиях, находящихся в ведении RNP, находится почти 1300 лифтов. В среднем каждый день 10-15 из них не работают - они либо сломаны, либо их ремонтируют. Если лифт сломался, жильцам не нужно совместно принимать решение о его ремонте — RNP так или иначе чинит лифты.
"Мы их ремонтируем, потому что, конечно, жильцам нужно добраться до своего жилья, в том числе и на верхние этажи. Ремонт может занимать больше или меньше времени, но в конце концов он происходит", — сказал Паурс.
Количество ремонтов с каждым годом продолжает существенно увеличиваться. В первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем внеочередных ремонтов увеличился в три раза. А вот по затратам было увеличение в пять раз.
"Это иллюстрирует тот факт, что эти лифты действительно не становятся новее — ремонты нужны чаще и стоят дороже", — подчеркнул Паурс.
Он сравнил лифты с автомобилями: пока автомобили новые, в ремонте они практически не нуждаются, но по мере старения и появления поломок это происходит регулярно.
"Говоря о расходах, я предполагаю, что это связано также с санкциями [против РФ и Беларуси] и доступностью запчастей. Приходится искать других поставщиков запчастей из Европы, которые объективно дороже", — сказал Паурс.
Нил Спрогис из Центра защиты прав потребителей (PTAC) подтвердил, что ситуация с лифтами с каждым годом ухудшается.
"В настоящее время в Латвии около 3800 лифтов должны пройти проверку безопасности. На данный момент она проведена примерно для 700 лифтов. Проверку необходимо провести к апрелю следующего года, и, похоже, начнут образовываться очереди, потому что проверяющие учреждения не справятся", - сказал Спрогис.
После осмотра лифта принимается решение, что выгоднее – поменять его или просто исправить некоторые дефекты.
"Поэтому лучше своевременно провести эту оценку безопасности лифта, чтобы понять, что делать в дальнейшем. Может быть, ремонтировать уже невыгодно, а выгоднее просто установить новый лифт", — сказал Спрогис.
Паурс отметил, что цена ремонта для каждого лифта разная, поскольку все зависит от того, подвергался ли лифт уже каким-либо улучшениям, а также от шахты лифта, конструкции дома, возраста и многих других аспектов.
"Я хочу сказать, что ремонт лифта, даже капитальный, никоим образом не изменит того факта, что это все равно будет лифт советских времен со всеми вытекающими. Мы можем инвестировать в ремонт, но никогда не можем предсказать, когда он снова понадобится. При установке нового лифта, что объективно на первый взгляд кажется дороже, мы ожидаем, что эти инвестиции не потребуются в течение более длительного периода времени", — сказал Паурс.
Он также отметил, что при установке нового лифта можно существенно повысить его комфортность — например, можно предусмотреть более широкие двери лифта, что особенно важно для мам с колясками, а также людей с инвалидностью.
"Мы поговорили со всеми крупными поставщиками и монтажниками лифтов в Латвии, и да, это возможно. Это потребует, может быть, еще пару тысяч евро, потому что нужно делать новые проходы, но это возможно, и это было бы выгоднее всего, потому что тогда мы делаем шаг навстречу людям, которым пока трудно попасть на верхние этажи. Поэтому мы предлагаем оценить все это очень критично, даже если капитальный ремонт, вероятно, обойдется дешевле", — сказал Паурс.