РИГА, 29 мая — Sputnik. Более трети (35%) первоклассников и четвероклассников, которые учатся в школах нацменьшинств и в этом учебном году начали обучение по-латышски, используют госязык только в школе, показал опрос родителей школьников, проведенный компанией Edurio.
Данные опроса были обнародованы на форуме, на котором представители Рижского самоуправления, Минобразования, а также школ обсуждали, как идут дела с переходом на обучение на латышском языке, пишет газета Latvijas Avīze.
С 1 сентября 2023 года переход на государственный язык обучения состоялся во всех дошкольных образовательных учреждениях, а также в 1, 4 и 7-х классах школ. С 1 сентября 2024 года это произойдет в 2, 5 и 8-х классах всех школ, а с 1 сентября 2025 года - в 3, 6 и 9-х классах.
В ходе исследования родителей спросили, помогают ли они детям в изучении латышского языка. Выяснилось, что большинство родителей стараются помогать разными способами, и только 4% первоклассников и 2% четвероклассников справляются с этим самостоятельно.
Как отметила представитель проводившей опрос компании Лаума Туча, родители в основном целенаправленно учат детей латышскому языку, читают вместе с ними книги на госязыке, но мало сами разговаривают с детьми по-латышски.
Так, 12% первоклассников и 18% учеников 4-х классов изучают латышский язык с репетитором, а 12 и 11%, соответственно, - на занятиях по образованию по интересам, в том числе в кружках по латышскому языку.
Опрос также показал, что родители первоклассников позитивнее относятся к обучению по-латышски, чем родители учеников 4-х классов. Отвечая на вопрос, как ребенок чувствует себя в школе, где обучение, воспитательный процесс и мероприятия проходят на латышском языке, 36% родителей первоклассников и 23% родителей четвероклассников ответили, что у ребенка в школе все хорошо.
По оценке родителей, лучше у детей получается слушать, что на латышском говорят другие, а труднее всего - самим говорить по-латышски. Родители признают, что детям часто страшно говорить по-латышски, трудности доставляют также чтение и письмо. Кто-то из родителей признался, что сейчас ребенок другие учебные предметы не осваивает, учит только латышский язык.
Один из негативных аспектов реализации реформы, который выявил опрос родителей, заключается в том, что довольно большая часть родителей учеников не знает, к кому в школе обращаться, если ребенок испытывает трудности с обучением по-латышски: об этом заявили 37% первоклассников и 44% родителей четвероклассников.
Ранее министр образования Анда Чакша заявила, что тяжелее всего переход на латышский дается ученикам четвертых классов. "Если изначально предполагалось, что сложнее всего будет в первых и седьмых классах, а оказалось, что самый сложный — четвертый класс с той точки зрения, что, может, еще недостаточны знания языка, но параллельно нужно изучать содержание", — сказала министр.