РИГА, 13 мая — Sputnik. Недавно национальная авиакомпания airBaltic перевернула все с ног на голову и из сиротинушки, которая инвесторам должна 200 миллионов евро, превратилась в турбогероя, выпускающего облигации на 340 миллионов евро. На самом ли деле все так красиво - задается вопросом публицист Neatkarīgā Марис Краутманис.
Если государство может купить облигации airBaltic, то почему это нельзя Янису из Лимбажи?
Так, 7 мая национальная авиакомпания Латвии airBaltic выпустила облигации на 340 миллионов евро с процентной ставкой 14,50%. Облигации на 290 млн евро купили частные инвесторы, а государство приобрело облигаций на 50 млн.
А вот простых латышских селян от покупки облигаций "отодвинули".
Кажется, ничего плохого авиакомпания не делает. Рефинансирование облигаций – это обычное дело, ведь их редко погашают сразу. Обычно, конечно, при рефинансировании предпринимаются попытки улучшить условия следующей эмиссии. Обычно они не хотят изымать большую сумму из оборотного капитала компании, и это нормально. Пока рынок терпит.
Но тут возникает вопрос – почему возможность заработать такую колоссальную сумму (14,5% в год) дали только международным институциональным инвесторам, а не жителям? Самые бедные может и не заинтересуются, но, возможно, есть и более состоятельные люди.
Может, не стоит ждать прекрасного будущего с листингом airBaltic на бирже? Правительство могло бы купить облигации по 14,5%, разделить, скажем, на сто частей облигацию стоимостью в 100 тысяч и перепродать их в розницу, например, по 13%, оставив разницу себе. Это сложно, но не невозможно. Любые кредиты можно "упаковать" и продать целиком. Но можно и разделить.
Кому не нужны такие ценные бумаги?
Также возникает вопрос огромной ставки по облигациям с высоким риском и кредитным рейтингом – какому кредитному рейтингу соответствует такая сделка?
Предполагается, что госкомпании не могут выпускать облигации с рейтингом выше, чем у государства, поскольку считается, что государство стабильно, как железобетон, а за ним следуют компании. Однако, похоже, в этом случае выпуск облигаций airBaltic может превысить кредитный рейтинг страны. С божьей помощью и благодаря усердной работе по "капремонту" финансовой системы, кредитный рейтинг латвийского государства находится на уровне А+, а облигации, выпущенные airBaltic, относятся к "мусорному классу" – с очень высоким риском. Насколько велика разница между рейтингом государства и этими облигациями? Почему так?
Латвийское государство продает жителям сберегательные облигации с очень низкой доходностью – ниже 4%. Их чаще покупают не из-за прибыли, а из-за прилива патриотизма или из соображений, что лучше держать в государстве, чем под матрасом. Президент Эдгарс Ринкевичс в прошлом году купил сберегательные облигации на 299 700 евро. Однако, может, было бы лучше, если бы он купил облигации airBaltic со ставкой 14,5%? Тогда для него это будет безопасная прибыль, а не страх, что инфляция может поглотить больше, чем деньги будут стоить через год или два.
Чиновники могут утверждать, что вопросы облигаций сложны, поэтому только квалифицированные инвесторы могут понять их и решить, куда инвестировать. Но и госфинансы – вопрос непростой. Если предположить, что обычный человек не может многого понять в финансовых делах авиакомпании airBaltic, государство-то может!
Дышите глубже
Президент и исполнительный директор airBaltic Мартиньш Гаусс в заявлении для СМИ рассказал, что с помощью этого выпуска облигаций airBaltic "укрепила свои позиции в Балтийском регионе, получив доступ к международным рынкам долгового капитала, используя предложения еврооблигаций. Выпуск облигаций будет использован для рефинансирования наших ранее выпущенных облигаций на сумму 200 миллионов евро".
"Для дальнейшего улучшения финансовой устойчивости компании данное рефинансирование значительно увеличит нашу ликвидность, что позволит нам продолжать инвестировать в расширение и модернизацию парка самолетов. Этот день знаменует собой историческое событие для нашей авиакомпании", — сказал Гаусс.
Это историческое событие действительно вызывает недоумение, ведь такого поворота не ожидала не только широкая общественность Латвии, но и правящие политики, не говоря уже об оппозиции. В промежутке праздничных дней Сейм слегка поторговался, немного поныл и уполномочил министра финансов Арвилса Ашераденса предоставить авиакомпании кредит в размере 136 млн евро в виде облигаций. В переводе на человеческий: парламент решил согласиться на то, что министр финансов выкупит облигации airBaltic на сумму не более 100 млн евро или эквивалентную сумму, определив, что в этом случае сумма госинвестиций в airBaltic не превысит 136 млн евро или эквивалентную сумму. Из этой суммы долг компании airBaltic перед казной в размере 36 млн евро будет конвертирован в новые облигации.
На тот момент выглядело мрачно, но и немного обнадеживающе. Казалось бы, авиакомпания попала в неприятности, но государство идет на помощь, выручает авиакомпанию и одалживает ей деньги в обмен на ценные бумаги с достаточно хорошей доходностью, чтобы можно было расплатиться с многочисленными кредиторами, вложившими в акции пять лет назад 200 млн. Вычтем 136 из 200, получим 64 млн, но, вероятно, авиакомпания сможет их получить от каких-то других инвесторов. Вот так это выглядело со стороны в период между праздниками 1 и 4 мая.
Но сейчас совсем другая история с совсем другими цифрами. Получается, что шаги, предпринятые правительством и Сеймом, были необходимы, чтобы укрепить доверие потенциальных инвесторов и побудить их покупать облигации. А сейчас они купили облигаций на сумму 290 млн, и многие желающие остались с пустыми руками.
Быть по сему. Правда, влиятельное международное экономическое издание Bloomberg большой успех airBaltic оценило как "мусорные облигации" или как рефинансирование "мусора". То есть спекулятивные, высокорисковые – высокодоходные инвестиции.
Компания аirBaltic, предлагая свои облигации с процентной ставкой 14,5%, ежегодно будет выделять инвесторам неполных 50 млн евро на процентные выплаты. Bloomberg, видя высокую ставку облигаций, пишет, что это самая высокая ставка для облигаций аналогичного типа на европейском финансовом рынке в этом году.
Как airBaltic вернет проценты, если прибыль окажется меньше?
Прошлогодняя прибыль airBaltic составила 33 млн евро. Это рекордный показатель, особенно если вспомнить времена пандемии, когда авиакомпания несла убытки. Но даже эти 33 млн меньше тех 50, которые придется выплачивать покупателям облигаций каждый год. Так что airBaltic придется колоссально увеличить свою прибыль, чтобы она ежегодно превышала 50 млн. Вряд ли для латвийцев это означает, что они смогут дешево улететь за границу.
Предположим, что будущее будет прекрасным, airBaltic увеличит прибыль и будет отдавать по 50 млн ежегодно в качестве процентов.
Однако в этой еще не сбывшейся истории успеха есть некоторые странные моменты. Вопросы касаются не столько авиакомпании, сколько правительства, министерства и парламента.
Что же там на самом деле – хочется спасти или заработать?
Перед исторической эмиссией министр финансов и не только он – все говорили, что это будет не спасение авиакомпании, а возможность заработать.
Ашераденс получил полномочия на покупку облигаций на 136 млн. Почему государство купило акции не на 100 или все 136 млн, а только на 50? Если уж сделка такая, что есть возможность зарабатывать 14,5% в год, почему государство не вышло со всеми своими деньгами?
Возможно, интерес частных покупателей был настолько велик, что государственные деньги больше не были нужны.
Подождите! Речь ведь была не о том, что государство дает, потому что нужно. Сами политики говорили, что заработают.
Значит, риск все же был, и поэтому государство не могло купить больше? А как же государство не может купить облигации собственной компании? А если государство могло заработать, то откуда такая халатность, почему Ашераденс упустил возможность дать государству заработать 20 и более миллионов евро в год? Где еще оно заработает 14,5% в год?
Возможно, все правильно, и министр финансов действовал по ситуации, но раздражает отношение правительства к населению и пускание тумана в глаза по поводу "прибыли". Международные инвесторы вряд ли будут обмануты такой риторикой, поскольку они знают, что происходит, и что их рискованные инвестиции не особо рисковые, ведь если возникнут проблемы с авиакомпанией, государство их понесет на собственном горбу.