РИГА, 2 мая — Sputnik. Сейм Латвии 2 мая принял в первом чтении поправки к закону об иммиграции, согласно которым сдавать экзамен по латышскому обяжут еще одну группу россиян - тех, кто получил ВНЖ по закону, действовавшему до 2003 года.
Поправки предусматривают, что у граждан РФ из этой группы разрешения на пребывание в Латвии будут действительны до 15 мая 2025 года, если в Управление по делам гражданства и миграции до 30 апреля 2025 года не будут поданы документы на получение статуса постоянного жителя Европейского союза.
Группа граждан России, к которым будут отнесены эти требования, насчитывает более 3100 человек в возрасте до 75 лет (лица после 75 лет от экзамена освобождены). Среди этих граждан России много военных пенсионеров и членов их семей.
Споры о депортациях
Голосованию предшествовали дебаты, в которых одни депутаты выражали поддержку изменениям, другие - жестко критиковали законопроект. Впоследствии парламентарии углубились в споры о том, что можно называть депортациями - по аналогии с ситуацией на TVNet, который получил штраф за якобы неправильное употребление этого слова.
Депутат от оппозиционной "Стабильности" Амиль Салимов указал, что из-за нескольких изменений закона люди вынуждены жить в страхе перед завтрашним днем. Депутат призвал прекратить "это хаотическое изменение норм".
"С февраля 2022 года это будут уже восьмые поправки к закону об иммиграции. Каждый раз поправки охватывают широкий круг вопросов и ряд дополнительных обязующих требований. Кажется, что данный закон улучшается и переписывается при потере какой-либо связи с реальностью, забывается о том, что за каждой статьей стоят люди", - сказал Салимов.
Лидер "Стабильности" Алексей Росликов трактовал изменения закона как "вытеснение людей из Латвии" и политически мотивированные действия.
Депутат от оппозиционной "Латвии на первом месте" Айнарс Шлесерс напомнил, что сейчас в отношении россиян в Латвии власти действуют исходя из понятия "коллективная ответственность": если кто-то в семье сделал что-то плохое, ответственны все члены семьи. Шлесерс провел параллели с депортациями при СССР.
Инара Мурниеце от оппозиционного Нацблока заявила, что не стала бы участвовать в дебатах, если бы Шлесерс "дурацким образом" не упомянул депортации. Она заявила, что изменения закона связаны с вопросом безопасности, а не с депортациями и коллективной ответственностью.
Независимый депутат Виктория Плешкане (избрана от "Стабильности") заявила, что в 40-е годы из стран Балтии были депортированы 90 тысяч человек, а за последние 30 лет из Латвии выехали 300 тысяч человек. "Из-за вашей политики 300 тысяч добровольно, или по своему желанию, депортировали себя в другие страны. Только за 30 лет", - сказала депутат.
Депутат Вилис Криштопанс ("Латвия на первом месте") продолжил дискуссию об экономической ситуации в Латвии в последние 30 лет.
"Те многие правительства, которые рассказывали нашим гражданам, что нас ждет благосостояние, что мы достигнем европейского среднего уровня жизни, оставили несколько сотен тысяч человек, у части которых дом или квартиру забрал банк, и они еще обременены долгами. Разве это не то же самое, что депортация? И вы, Национальное объединение, были во многих правительствах, и в результате вашей деятельности сотни тысяч депортированы просто так", - заявил Криштопанс.
После таких сравнений вице-спикер Сейма Занда Калниня-Лукашевича ("Новое Единство") заявила, что всем депутатам следовало бы сдать экзамен на знание Кодекса этики депутатов Сейма. "6-й пункт Кодекса гласит, что депутат морально ответственен за свои действия, речи, голосования и так далее", - напомнила вице-спикер.
Повторно взойдя на трибуну, Криштопанс как "в определенной мере экономическую депортацию" упомянул тот факт, что десяткам тысяч людей пришлось уехать из страны, поскольку они потеряли собственность и не могли вернуть взятые кредиты.
Калниня-Лукашевича пояснила коллегам, что слово "депортация" означает принудительную высылку, перемещение и выдворение по политическим или уголовным мотивам на основании законов или решения учреждений государственной власти. "Кажется, вы это слово используете иначе, чем это предлагает толковый словарь латышского языка", - заключила политик от "Нового Единства".
Впереди у законопроекта еще два чтения в Сейме.