Новостной ландшафт Латвии: местами пустынно

У региональных изданий Латвии мало денег, доходов от рекламы и лояльной аудитории
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 25 апр — Sputnik. Центр плюрализма и свободы СМИ при Европейском университетском институте опубликовал исследование медиа-ландшафта стран ЕС с характерным названием "Новостные пустыни Европы". Что в этом исследовании говорится о Латвии?
Закон об электронных средствах массовой информации определяет "региональные электронные средства массовой информации" как "те, чья зона вещания передач составляет не менее 20 процентов территории Латвии", а "местные электронные средства массовой информации" определяются как "те, чья зона вещания передач программ меньше, чем зона вещания региональных электронных СМИ".
Из-за небольшой и лингвистически разделенной аудитории (почти 35% населения говорят дома по-русски), и отсутствия крупных рекламодателей, в муниципалитетах традиционно работают только одно-два местных СМИ. Лишь немногие медиа-группы владеют несколькими местными/региональными СМИ.
Газеты в Латвии станут выходить реже, но издательства закрывать не будут
Хотя почти во всех муниципалитетах есть свои местные газеты, существует ограниченное количество местных и региональных радио- и телестанций, и в основном они сосредоточены в крупных городах. Аудитория местных печатных СМИ продолжает неуклонно сокращаться, а частота выхода местных газет снижается.
В Риге и прилегающих к ней муниципалитетах либо нет ни одного местного или регионального средства массовой информации, либо присутствует только одно. По этой причине Рига и окружающие ее муниципалитеты были определены в этом исследовании как "новостная пустыня".
Наиболее распространенными местными и региональными средствами массовой информации в Латвии являются новостные сайты и газеты. Газеты обычно имеют свои собственные сайты, но существует значительное количество СМИ, работающих только в Интернете.
Реже встречаются местные и региональные радиостанции и телеканалы. Ключевым игроком на рынке аудиовизуальных местных и региональных СМИ является бесплатный новостной и актуальный канал RE:TV. который объединяет 12 местных и региональные телеканалы.
Во втором по величине городе Даугавпилсе есть несколько популярных городских новостных сайтов. При этом СМИ, посвященных новостям о Риге, не существует. Исследование показало, что муниципалитеты вокруг столицы недостаточно освещаются местными и региональными СМИ.
"Знай свое место, славянин" - журналист о давлении на СМИ в Латвии
Офисы местных СМИ базируются в городах, но обычно они освещают события, происходящие как там, так и в прилегающей сельской местности. По словам Ивонны Плауде, председателя Латвийской ассоциации региональных СМИ, число местных журналистов продолжает постепенно уменьшаться. Нехватка редакционных сотрудников, нехватка финансирования, затрудняющая наем достаточного количества сотрудников, старение редакций, проблемы с привлечением молодых журналистов, низкий уровень зарплаты, переутомление и выгорание являются характерными чертами латвийских местных и региональных СМИ.
Общественные средства массовой информации, Латвийское телевидение и Латвийское радио, имеют только одно региональное отделение и ограниченное число региональных корреспондентов, учрежденных Латвийским радио. LSM не управляет местными или региональными радиостанциями или телеканалами. Это оценивается как ситуация высокого риска.
Единственное региональное отделение Латвийского радио находится в Латгальском регионе и находится в ведении Латвийского общественного радио. Оно начало свою деятельность в 2016 году и сейчас создает собственные передачи (например, о текущих событиях, культуре и искусстве), а также предоставляет контент для других программ на латышском, русском и латгальском региональном диалекте. Общественное радио также имеет корреспондентов в двух других регионах – Видземе и Курземе.
Общественное телевидение имеет только одного регионального корреспондента - в Латгальском регионе. Для освещения новостей других регионов общественное телевидение заказывает контент у местных и региональных частных телеканалов.
На границе с Россией большая часть населения Латгалии говорит на русском как на родном языке и является активным пользователем медиа-контента российского происхождения. Латвийские политики в области СМИ считают это угрозой социальной сплоченности и национальной безопасности. В результате значительные инвестиции в развитие присутствия коммерческих и общественных СМИ в Латгальском регионе были сделаны за счет других регионов.
СМИ и соцсетям больше всего доверяют молодые люди и латгальцы
В Латвии есть одно информационное агентство LETA, имеющее корреспондентов в крупных городах всех регионов. В небольших городах у него корреспондентов нет, однако, так как размеры Латвии невелики, при необходимости журналисты могут быстро добраться до места происшествия. Это позволяет агентству освещать события в регионах, которые интересны национальной аудитории.
В целом существованию и охвату местного медиарынка угрожает падение уровня доходов, уменьшение аудитории из-за миграции и снижение рождаемости. Общая читательская аудитория местных печатных СМИ невелика, а количество подписчиков неуклонно снижается.
Только 36% опрошенных в 2022 году читали местные печатные СМИ за последний месяц. Подавляющее большинство, 91%, читали печатные версии, и только 20% читали цифровые версии. Из тех, кто читал печатные версии, 30% заплатили за конкретное издание (продажи в газетных киосках), 21% получили его по подписке, а остальные прочитали его бесплатно (у друзей, на работе, в библиотеке, школе и т. д.). Из тех, кто читал цифровую версию, 17% заплатили за то или иное издание и только 5% оформили подписку, что создает ситуацию высокого риска. Следует отметить, что менее половины местных печатных СМИ предоставляют возможность оплаты цифровой копии.
По словам Ивонны Плауде, общий доход местных и региональных СМИ за последние два года (2021-2023) упал на 20-30%. Из-за инфляции реальные зарплаты сотрудников местных/региональных СМИ снизились. Себестоимость печатной продукции значительно возросла; услуги по производству бумаги и полиграфии подорожали на 17-20% за год. При этом доходы от рекламы снизились на 35%.
Большая часть доходов СМИ (75%) по-прежнему поступает от подписки на прессу. Доходы от рекламы составляют только 10% доходов, что создает ситуацию высокого риска. Около 80% населения Латвии пользуются социальными сетями, поэтому местные СМИ с небольшой аудиторией не считаются серьезными игроками в глазах национальных рекламодателей.
Левитс: уход с рекламного рынка сделает общественные СМИ свободными
Большая часть государственной социальной рекламы, связанной с вопросами, представляющими общественный интерес, такими как охрана природы и окружающей среды, здоровье населения, безопасность дорожного движения, размещается в социальных сетях, и до региональных СМИ не доходит.
Глобальная пандемия Covid-19 негативно повлияла на доходы местных и региональных СМИ: упало количество подписчиков и снизились доходы от продажи в газетных киосках. На развитие местной прессы негативно влияли информационные листовки, выпускаемые местными муниципалитетами; в течение значительного времени они содержали журналистский контент и доставлялись всем жителям региона бесплатно.
Плауде также жалуется на плохую работу почты: местные газеты часто доставляются с опозданием или вообще не доставляются. Это, по мнению Плауда, является основной причиной снижения количества подписок. Качество доставки почты также влияет на частоту выхода местных газет; только одна газета продолжает выходить пять раз в неделю, а другие выходят всего два или три раза в неделю.
Региональных СМИ в Латвии становится все меньше. В 2019 году газеты муниципалитетов Алуксне и Малиены объединились, а год спустя, в 2020 году, закрылась газета Kursas Laiks в городе Лиепая (ее новостной портал Rekurzeme, однако, продолжает работать). В декабре 2023 года газета Добельского района (на юге Латвии) Земгале, которая выходила два раза в неделю объявила о своем закрытии, объяснив свое решение недостаточным количеством подписчиков и нестабильным финансовым положением.
С 2017 года местные и региональные СМИ могут получить прямую государственную поддержку для создания качественного журналистского контента. Ивонна Плауде подсчитала, что государственная поддержка обеспечивает от 10 до 20% доходов местных и региональных СМИ. Что касается косвенной государственной поддержки, местные печатные СМИ имеют право на льготный НДС (5%) и получают компенсацию за доставку - в итоге они оплачивают оплачивают только около 25% реальной стоимости доставки.
Министерство культуры просит у правительства поддержать все СМИ Латвии
В Латвии есть два региона, местная пресса которых косвенно связана с влиянием местных и национальных политиков: Даугавпилс и Вентспилс. Кроме того, описанная выше финансовая и деловая среда делает местные и региональные средства массовой информации уязвимыми перед коммерческим давлением. В исследовании 2018 года журналисты и редакторы местных СМИ сообщали о случаях, когда крупные рекламодатели отказывались от дальнейшего сотрудничества из-за того, что СМИ публиковали о них критические материалы.
Можно констатировать, что большинство местных СМИ следуют профессиональным стандартам независимости, справедливости, беспристрастности и подотчетности. Однако некоторые издания имею тесные связи с местной деловой/политической элитой и не могут считаться независимыми.
Государственные и частные СМИ публикуют новости на русском языке, который является наиболее распространенным языком меньшинства в Латвии, в том числе новости о местных и региональных делах.
На общественном радио есть русскоязычный канал, который предлагает широкий спектр контента, включая новости и текущие события. Русскоязычные выпуски новостей по вечерам в будние дни доступны на общественном телевидении, а LSM также предлагает русскоязычный новостной сайт. Тем не менее, государственные СМИ с трудом привлекают русскоязычную аудиторию. Также LSM предоставляет ограниченный контент на других языках меньшинств (например, украинском, белорусском, польском).
Наряду с национальными действуют также частные местные русскоязычные СМИ, особенно это касается Латгальского региона, где существуют местные русскоязычные радиостанции, телепередачи, новостные сайты и печатные СМИ. Некоторые местные средства массовой информации являются двуязычными, и выходят на русском и латышском языках.
Исследования показывают, что представители этнических меньшинств недостаточно представлены в качестве источников информации СМИ, поэтому контент СМИ оценивается как недостаточно разнообразный и плюралистический.