РИГА, 20 мар — Sputnik. Оружие и боеприпасы, их части и аксессуары – статистика показывает, что в 2023 году импорт товаров из России в Латвию в этом сегменте составил почти полмиллиона евро. Вопрос об этом подняли журналисты в конце февраля. Министры обороны, внутренних дел и экономики никак не могли пояснить, что подразумевает эта статистика, кто занимается этим импортом и где используется данная продукция, передает LSM.
По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), в прошлом году в Латвию из России ввезены товары, принадлежащие к категории "Оружие и боеприпасы, их части и принадлежности" на сумму 456 555 евро. Большая часть товаров, на общую сумму в 427 607 евро, относится к группе "Боеприпасы, снаряды и их элементы, не учтенные в других категориях".
Данные ЦСУ показывают, что импорта товаров этой категории до 2014 года не было вообще, в 2016–2018 гг. импорт немного превысил 100 тысяч евро в год, а затем продолжил постепенно увеличиваться. В 2022 году импорт вырос до 474 тыс. евро. К тому же статистика показывает, что это регулярная торговля – поток товаров в 2023 году фиксируется практически ежемесячно.
Когда журналисты стали выяснять пути данных боеприпасов, ответы удавалось найти лишь с трудом.
Ни государство, ни охотники не покупают
Мартиньш Вердиньш, офицер запаса Национальных вооруженных сил (НВС), высказал версию, что это могут быть боеприпасы для охоты, но Янис Бауманис, глава Союза охотников, заявил, что боеприпасы российского производства на охоте не используются. Отдельные предприятия, работающие в отрасли, в том числе Purnavu muiža и Strēlnieks-A, также подтвердили, что боеприпасы российского производства не закупают.
"Мы не покупали в России ни боеприпасов, ни оружия", - ответила Сандра Бале, пресс-секретарь командующего НВС. Вендия Пикша-Кучма, представитель Агентства государственного обеспечения, которое занимается организацией закупок для сферы внутренних дел, также сообщила, что ведомство ни разу с момента его создания в 2009 году, боеприпасы в России не закупало. Для нужд силовых структур в основном закупаются боеприпасы производства Италии, Бразилии, Финляндии, Швейцарии, Литвы, Латвии и Великобритании.
Лицензии на продажу боеприпасов выдает Госполиция. Представитель полиции Гита Гжибовска заявила, что ввоз боеприпасов из России запрещен и сотрудники правоохранительных органов такими боеприпасами не пользуются, но в целом этот вопрос якобы в компетенции МИД. Но представитель МИД Диана Эглите посоветовала журналистам задать вопрос Службе государственной безопасности о нарушениях санкций, а также связаться с Таможенным управлением СГД по поводу процедур импорта. "Сообщаем, что оборот оружия и боеприпасов в частном секторе контролируется Управлением лицензионно-разрешительной системы Государственной полиции", - ответили в СГД. Но в полиции уже заявили, что более подробной информации у правоохранителей нет. На сайте Госполиции опубликован список компаний, получивших лицензии на продажу боеприпасов. Журналисты связались с некоторыми из них, кто-то даже ответил, и все ответы были одинаковыми: мы ничего не импортируем из России.
В СГД на вопрос о том, сколько и какие коммерсанты ввозили из России товары из вышеупомянутой категории, ответили, что боеприпасы к боевому оружию на таможне задекларированы не были. "Боевое оружие, боеприпасы и другие товары военного назначения в Латвию из России не ввозились. Товаром из категории КN 9306, ввезенным в отчетный период, являются аксессуары и устройства для игр в пейнтбол и страйкбол, а также аксессуары для подводного спортивного оружия", - говорится в ответе СГД.
В ответе СГД также указано, что в прошлом году было импортировано "другое оружие (например, пружинное ружье, пневматическое или газовое оружие и пистолеты, стеки)" на сумму менее 22 тысяч евро, а вышеупомянутая сумма в размере более 427 тысяч соответствует позиции "Бомбы, гранаты, торпеды, мины, ракеты и аналогичные боевые боеприпасы и их элементы; патроны и другие боеприпасы, снаряды и их элементы, включая дробь и гильзы".
Данные СГД также показывают, что в 2023 году товары указанной группы импортировала одна зарегистрированная в Латвии компания, а за первые два месяца этого года – две. СГД не раскрывает названия этих предприятий, заявляя, что закон этого не позволяет. Однако данные СГД показывают, что в январе и феврале этого года таких товаров уже импортировано на 136 818 евро – почти треть всего объема прошлого года. Журналисты поинтересовались в СГД, откуда им известно, что импортируют, например, пейнтбольные шары, а не боевые патроны. В СГД пояснили, что таможенные службы могут проводить любой контроль, который они сочтут необходимым, и он основан на анализе рисков, но помимо этого существуют и выборочные проверки. "Таможня имеет в своем распоряжении как необходимую информационную систему для анализа рисков, так и соответствующие технические средства для осуществления физического контроля грузов и отправлений с товарами, перемещение которых представляет высокие риски", но методы проверок СГД раскрыть не может.
Возможный транзит и экспорт ProShar в Малайзию
Согласно закону об обороте оружия, для сделок с боеприпасами для пейнтбола или страйкбола лицензия не требуется. Журналисты опросили предприятия, работающие в этих областях.
Представитель Латвийской федерации пейнтбола Улдис Берзиньш предположил, что такое количество пейнтбольных шаров везут через Латвию из России транзитом в другие страны Евросоюза. Он пояснил, что стоимость одного контейнера с пейнтбольными шарами составляет около 80 000 евро, а в один контейнер можно погрузить около 24 поддонов, но ни в одном пейнтбольном парке Латвии такого количества расстрелять не получится. Берзиньш рассказал, что старейший парк Латвии Jugland тратит примерно один поддон в год. В Jugland эту информацию раскрывать не захотели, но заверили, что покупают пейнтбольные шары европейского производства, например из Чехии, и добавили: они не слышали, чтобы кто-то в Латвии использовал российскую продукцию. Большинство других компаний, предлагающих пейнтбольные услуги, на электронные письма с вопросом о происхождении боеприпасов не ответили, лишь некоторые заявили, что российскую продукцию не используют. Каспарс Питерниекс, представитель ООО PB Telpa, рассказал, что они закупают пейнтбольные шары только польского производства. Представители парка активного отдыха и кемпинга Bušas, которые также используют преимущественно польскую продукцию, рассказали, что "клиент может прийти и со своими пейнтбольными шариками".
Берзиньш подчеркнул: на данный момент он не знает никого в Латвии, кто покупал бы российскую продукцию, лишь упомянул созданную в России компанию ProShar – весьма значимого игрока в отрасли, который, возможно осуществляет транзит через Латвию. Согласно данным, под этим товарным знаком работают как российская компания Interkaps, так и упомянутая на другом сайте PROSHAR EUROPE B.V. в Нидерландах и PROSHAR USA CORP. в Северной Америке. Европейская компания ProShar на письмо о деловых отношениях с Латвией не ответила. Лишь фотографии из соцсети "ВКонтакте" показали, что компания активно работает и в России.
Все компании, работающие в сфере страйкбола и подводной охоты, с которыми связались журналисты, заявили, что российскую продукцию не используют, и о возможном импорте ничего сказать не могут. Робертс Круминьш, председатель правления компании Airsoft Events заявил – он никогда не слышал о производстве боеприпасов для страйкбола в России. Его компания покупает китайскую и тайваньскую продукцию через польского оптовика. Это подтвердили и в страйкбольном магазине и обществе "Латвийская ассоциация страйкбола".
А вот Сергей Вахтин, представитель Латвийского клуба подводной охоты, напомнил, что ввоз таких боеприпасов из России не запрещен, но подчеркнул, что они ими не пользуются. Алексей Пономарев, представитель Екабпилсского клуба подводных охотников, также заверил, что они не покупают боеприпасы или оружие в России – для подводной охоты используется продукция из Италии, Франции и Германии.
Возможно, косвенным подтверждением транзита является обнаруженная в открытых данных ЦСУ информация о том, что товары из категории "Боеприпасы, снаряды и их элементы, не учтенные в других категориях" из Латвии экспортируются в другие страны. Только смущает факт, что стоимость экспорта, указанная в прошлом году, была выше стоимости импорта, как и география принимающих стран. Среди них нет Нидерландов, где работает ProShar, зато первое место с ощутимым отрывом занимает Малайзия – 259 400 евро. За ней следуют Великобритания – 107 550 евро, Канада – 91 265 евро, США – 61 704 евро и в совсем небольшом объеме – Киргизия с товарами на сумму 56 евро. Но, конечно, нигде нет подтверждения, что это те же самые товары, которые Латвия импортировала из России.